Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

"REALLY FUCKING COOL!"

Для одного скалолазание - это спортивное прохождение коротких, хорошо оборудованных придорожных скал, для другого - покорение длинных стенных восхождений в альпийском стиле, а третьи занимаются чем-то средним между первым и вторым. Такая неоднозначность, в свою очередь, ведёт к разнообразию школ лазания, этических аспектов восхождений и систем оценок сложности маршрута. А уж на этом плюрализме коренится обязательная субъективность оценки маршрутов.

Взять высоту - ещё полбеды
«Оценки были, есть и всегда будут субъективными, - говаривал знаменитый Бьорн Пол. – Они и должны быть такими». 
Пройдя трассу впервые, ты оцениваешь маршрут согласно своим ощущениям. Не бойся промахнуться. Ошибся ты или нет – тебя всё равно поправят. Если изначально трассу ты оценил с большой долей честолюбия, то народ, идущий по твоим следам, наверняка понизит категорию. Но если начальная категория ниже, чем кажется последователям, повышать её не спешат. Отвалившаяся зацепа, коррозия и прочие неприятные вещи могут существенно повлиять на состояние маршрута. Тем не менее, очень редко такие случаи берутся в расчёт для пересмотра оценки.

Облом: причины и следствия
Два маршрута одинаковой трудности могут совсем по-разному восприниматься при первой попытке прохождения. Всё дело в том, что совершенной системы категорирования нет.
Во-первых, в основе большинства систем лежит оценка редпойнта (readpoint) – когда предполагается, что клаймер знаком с маршрутом. Это приводит к промахам в случае с онсайтом (on-sight) – ситуации, в которой скалолаз прикидывает сложность трассы «на глазок».
Во-вторых, все системы категорирования, за исключением британской, частично или полностью построены на наиболее трудном движении маршрута. Для маршрутов в несколько верёвок – мультипатчевых – иногда категорируется каждый участок в отдельности. Получается, что другие факторы - протяжённость, надёжность страховки, характер сложности, продолжительность подхода, удобство спуска не учитываются.
Кроме того, на мультипитчевых маршрутах значительную роль играет психологический фактор. Одно дело лезть хорошо пробитую 6b с расстоянием между стационарными болтами в три метра, совсем другое – карабкаться по тому же «техническому стандарту», но на разрушенных скалах, в 10 метрах над последней неважной точкой.

Чувак, а ты в системе?
Система оценки UIAA основана на редпойнте и применяется в основном для альпийских маршрутов, также её используют в Австралии и некоторых районах Германии для маршрутов «неальпийского» характера. Система допускает поправки и детализирующие знаки «+» и «-». Во множестве производных от неё систем (шведской, норвежской и других) значения категорий могут существенно отличаться от оригинальной шкалы UIAA.

Йосемитская десятичная система
Эта система использует классы для обозначения типа рельефа. Первый присвоен туризму, а настоящее скалолазание начинается с класса 5, который разбит на гибкую десятичную систему. Для еще большей детализации, начиная с отметки 5.10, все последующие категории дробятся на подгруппы a, b, c. Йосемитская система с позиций редпойнта оценивает самое сложное движение на маршруте или самое сложное движение на самом сложном участке мультипитчевого маршрута. Поскольку эта система не учитывает серьёзность маршрута, ты имеешь все шансы встретиться с «чёрными метками» «R» и «X». «R» (long runouts) указывает на огромные расстояния между болтами и подарит тебе незабываемые впечатления от глубокого падения в случае срыва, а «Х» ставит крест на разрушенных или несуществующих маршрутах.
Классы от 5.0 до 5.9 йосемитской системы были закрыты для изменений до начала шестидесятых. Поскольку не все маршруты позднее были пересмотрены, «старенькая» 5.9 на самом деле может оказаться сложнее.

Британская система
Получила распространение в Великобритании для оценки мультипитчевых маршрутов и имеет принципиальные отличия от других систем. Прежде всего тем, что оценка происходит на основе онсайта, а не редпойнта. Другое отличие в том, что британская система состоит из двух частей – оценок общей и технической, где:
- общая оценка указывает на сложность лазания вообще. В расчёт принимаются качество и количество страховки, протяжённость и техническая сложность маршрута;
- техническая оценка определяет техническую сложность наиболее тяжёлого движения.
Данные обеих шкал дают представление о характере трассы. Маршруты с высокой общей и низкой технической категориями (такие как HVS 4b, E1 4c, E2 5a) будут скупы и опасны в плане организации страховки, в то время как трассы с низкой общей и высокой технической оценками (HVS 5c, E1 6a, E2 6b) относительно безопасны.

Категория «Е»
В некоторых районах Восточных Альп, особенно в Южном Тироле и Доломитах, наравне с традиционной оценкой принято использовать так называемую категорию «Е» (ernsthaftigkeitsgrad). Её основное предназначение – дать как можно больше информации об общей серьёзности маршрута и психологических требованиях, предъявляемых к скалолазам. Система учитывает:
- параметры страховки - тип и расстояние между стационарными точками, возможность прохождения сложного участка на ИТО, вероятность травмы в случае падения клаймера;
- состояние скалы и объективная опасность;
- обнаружение линии маршрута, его протяжённость, пути к отступлению и наличие лёгкого варианта для спуска;
Описание маршрута с похожим техническим набором и приемлемой страховкой для 7- лазания выглядит следующим образом: 7-/е VII-. А вот маршрут с плохими перспективами для страховки: 7-/e VIII.

Французская система
Её популярность в мире растёт с каждым днём, особенно при оценке спортивных маршрутов high-класса. В Украине и России повсеместно используется французская классификация.
Система начинается категорией 1а, заканчивается 9b+ и даёт информацию о трудности редпойнта. Оценка присваивается всему маршруту в целом.
Французская система предполагает знакомство с трассой, поэтому неудивительно, что результаты онсайтов на разных маршрутах одной и той же категории могут быть радикально противоположными.

Что же такое 9а+?
В сентябре 1991 года Вольфган Гюллих прошёл знаменитый маршрут Action Directe (Германия). И хотя сам немец, осторожничая, оценил его как UIAA XI (8с+/9а или 5.14с/d), сейчас большинство клаймеров сходятся на том, что Action Directe - маршрут категории «9а». 
На сегодняшний день существует приблизительно 37 маршрутов, имеющих категорию сложности 8с+/9а и выше, но не многие из них были пройдены повторно. Почему так? Видимо, 9а (а уж тем более 9b, 9b+) – это офигенно тяжело. В этом случае абсолютно никакого значения не имеет, насколько ты силён. Ты просто должен пахать, как конь и не ждать никаких гарантий успеха. 
На сегодня одним из трёх скалолазов мира, имеющих в своём арсенале «9а+», остаётся Крис Шарма. Американец упорно боролся с французской трассой Realization четыре года – и таки одолел её! К слову, три дня подряд Дэйв Грэхем бился над этой французской бедой, после чего изрёк: «Really fucking cool!». Последние 20 метров вертикальной стены так и не поддались скалолазу, который до этого прошёл нижнюю часть маршрута, известную как Biographie (8c+). Среди «девяточников с плюсом» числятся также Барнабе Фернандез, объявивший в 1998 году в Испании свой маршрут Oruju 9а+, да Фред Рулинг, прошедший в 1995 году Akira 9b+. Его оценке не все верят, однако и маршрут повторить не в силах.
Пока только 7 маршрутов 8с+/9а-9b категории трудности были повторены, поэтому вряд ли вопрос о «девятке» можно считать закрытым.

Способы прохождения трасс на трудность:
Readpoint (afterwork) - трасса изучается «по кусочкам», что называется «насасывается».
On-sight - трасса изучается только визуально. Если ты пролазишь её сразу, с первой попытки - молодец, сделал on-sight. Соответственно, уровень сложности у маршрутов, пройденных таким способом, всегда ниже, чем afterwork.
Flash - клаймер пролазит трассу, не изучая её предварительно.
Duel - соревнования на трудность, когда двое участников лезут параллельно по абсолютно идентичным трассам. В случае одинакового результата по высоте подъема учитывается время. Применяется редко, пока лишь на Rock Master (ITA)

Разместил: prox Просмотров: 1 897
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/