Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

ГЕОГРАФИКА: РИСУНКИ НАСКА

Однажды вечером после целого дня утомительной работы на жаре и в пыли они поднялись на холм за лагерем экспедиции. Заходящее солнце отбрасывало резкие тени от стен давно заброшенных домов, чуть в стороне виднелось древнее кладбище. Очень хотелось на кирпичного цвета равнине без конца и края увидеть хоть какое-то доказательство связи руин с раскопанным захоронением. И кое-что они заметили.

Начертательная археология
Американский учёный Альфред Кребер и перуанец Торибио Меджия, проводившие раскопки в окрестностях города Наска у подножия Анд в 1936 году, были явно разочарованы увиденным. Через пустыню тянулись длинные прямые линии – вероятно, борозды от стока поверхностных вод, обычное дело для сухой высокогорной равнины. Посожалев, археолог и его помощник вернулись в лагерь, где сделали несколько коротких записей в журнале раскопок.
Истинная природа этого открытия начала проясняться лишь после полетов над пустыней в конце 1930-х и сообщений пилотов о множестве линий, вычерченных на природном полотне высокогорной равнины. Меджия вернулся на плато Наска и зарисовал несколько грубых прямых, которые, как он теперь считал, могли быть чем-то вроде культовых дорог. Но интересовали его главным образом акведуки - подземные водные каналы, которые тянулись на много миль под долиной и собирали почвенные воды для ирригации пампы.
Предварительные результаты своей работы Меджия представил на международном археологическом совещании в Лиме в 1939 году. Среди его слушателей был историк Пол Косок из Лонг-Айлендского университета. Увлечённый ролью ирригации в развитии древних культур, Косок в 1940 году взял академический отпуск, прервав на год преподавательскую деятельность, и приехал в Перу для дальнейших исследований. В качестве переводчика он нанял молодого немецкого математика Марию Райхе, которая раньше уже сотрудничала с Торибио Меджией в Национальном музее.
В июне 41-го Косок вместе с женой Розой приступил к исследованиям в том месте, где прямая, как стрела, линия пересекала пустынную дорогу и тянулась на пару миль, упираясь в гряду холмов. Поднявшись на один из них, супруги Косок оказались в центре целого комплекса линий; некоторые были очень узкими, другие - шириной в несколько метров. На вершине они нашли кучи камней, обозначавшие концы линий, и полностью расчищенный прямоугольный участок. Присмотревшись, Косок обнаружил серию других отметин: они соединялись в подобие гигантской фигуры. Но какой – определить на месте было невозможно.

Колибри крупного калибра
Позднее Косок нашёл, по меньшей мере, десяток «радиальных центров» и направил свои усилия на составление карты этих странных комплексов, пытаясь найти связь между ними.
Вернувшись в Лиму, Косок заручился помощью Марии Райхе в обработке своих записей. Нанесенные на бумагу путаные линии, расходившиеся от «первого холма», превратились в силуэт огромной птицы с хвостом длиной около 50-ти метров. Предварительный анализ привел Косока к настоящему открытию: пустыня не только была покрыта сетью прямых, тянущихся на целые километры и расходящихся в центральных точках, но также скрывала в себе большие участки, полностью очищенные от камней, и – что было самым необыкновенным – гигантские изображения животных, птиц, насекомых и растений. Косок предположил, что фигуры связаны с астрономией и предложил Марии Райхе продолжить картографические работы на плато Наска, когда год его работы подошел к концу. Райхе, зачарованная точностью и масштабами линий, согласилась взяться за дело.
Геодезическая съемка постепенно превратилась для Марии в главное и единственное занятие, захватившее ее на сорок лет. Американские экспедиции 1960-1980-х годов объединили с ней свои силы и помогли завершить грандиозную задачу по записи огромных рукотворных полотен.
Полвека напряженной работы дали ясное представление о том, как создавались рисунки. Верхний слой камней, которыми вымощена равнина, покрыт черно-коричневым налетом «пустынного загара». Во время рисования потемневшие камни убирали, обнажая слой желто-белой песчанистой почвы под ними. Со временем непогода стирает линии: темные камни закатываются обратно в выемки, а светлая почва вымывается дождями. Многие фигуры животных было невозможно увидеть с высоты до тех пор, пока Мария Райхе не прошла по следам каждой и не расчистила их от наносов.
Тщательные наблюдения Райхе привели к определённым выводам. Большинство расчищенных участков имеют форму трапеций, распространенной формой являются треугольники, а прямоугольники встречаются редко. Обнаружено около сорока геоглифов, в том числе изображения обезьяны, паука, собаки, касатки, ламы, птицы гуано и колибри, а также, возможно, растений. Почти все они расположены в уголке пампы над долиной Ингенио, образованной одной из сезонных рек, прорезающих высокогорную равнину.

Визиты разрушительной силы
Когда работа Райхе стала лучше известна за пределами Перу, над рисунками нависла угроза туристического нашествия. Сохранить линии стало еще труднее после того, как Эрих фон Дэникен опубликовал свой бестселлер «Колесницы богов». Количество посетителей резко увеличилось, как и размеры ущерба, который они наносили хрупким рисункам. Хотя правительство объявило этот район национальным заповедником, наблюдение за порядком было так плохо организовано, что Райхе пришлось нанять собственных охранников, которым она платила из денег, полученных от продажи своей книги. Приезжающие в больших количествах туристы, бывало, старались повторить подвиг древних перуанцев и начертать послания будущим поколениям, которые с высоты птичьего полёта прочитали бы: «Тут был Джон со своей подружкой Лили». 
Изменения климата привели к тому, что большое количество осадков в сезон дождей смывает рисунки с поверхности пампы. Если их не восстанавливать, то через пять-семь лет, пролетая над пустыней, вы увидите лишь фигуры на склонах холмов, недосягаемые разрушению водой. Основное же количество линий и фигур просто исчезнет.
В середине ХХ-го века оккультные и инопланетные темы пользовались огромной популярностью, поэтому описанная в «Колеснице богов» фон Дэникена пустыня Наска была тут же наводнена большим количеством жаждущих прикоснуться к тайне лично. 
Мнение фон Дэникена о линиях на плато Наска и об их создателях, как всегда, отличалось оригинальностью: «Если смотреть с высоты, то создается впечатление, что 37-мильная равнина Наска представляет собой аэродром». Нельзя отрицать разительное сходство больших участков, расчищенных от камней, со взлетно-посадочными полосами аэропортов, но как быть с длинными линиями и фигурами животных? Фон Дэникен о них не забыл. Под фотографией, на которой изображена нога гигантской фигуры птицы, в книге стоит подпись: «Нечто, напоминающее ангары для самолетов в современном аэропорту». Позже фон Дэникен объяснял этот ляпсус редакторской ошибкой, хотя он появлялся без исправлений во всех следующих изданиях его книги. 
Инопланетную теорию вряд ли можно принимать всерьез, хотя присутствие на плато среди изображений животных и растений фигуры так называемого «человека в скафандре» - Астронавта, так и не объяснено.
  
Перуанский органайзер
Один из современных исследователей Наски сейчас - бывшая подруга и ученица Марии Райхе, Виктория Никитски. Практически каждый день она проводит в пустыне, расчищает линии, изучает рисунки и пытается найти ответ на вопрос: кто и для чего это сделал? Найти её просто. Практически в каждом доме города вам укажут путь к центру Марии Райхе, соломенному домику, где живёт Виктория Никитски.
Мария Райхе и её последователи, в том числе и Никитски, убеждены, что рисунки и линии в пустыне Наска - не что иное, как гигантский астрономический календарь, а ряд фигур животных может символизировать созвездия
Райхе впервые посетила плато Наска 21 декабря 1941 года и увидела, как солнце заходит над определенными линиями. Это послужило для нее подтверждением гипотезы Косока.
К сожалению, ни Райхе, ни Косок так и не опубликовали подробный отчет о том, какие линии, по их мнению, имели астрономически значимые соответствия. Когда в программе Би-би-си в 1963 году ее спросили, почему древние перуанцы прилагали такие невероятные усилия, чтобы создать на земле астрономические ориентировки, Мария уверенно ответила, что они исходили из чисто практических побуждений:
«Они руководствовались сельскохозяйственными соображениями. Люди долины должны были знать, когда русла рек, обычно сухие, наполнятся водой. Перед этим им нужно было прочистить ирригационные каналы и подготовить к посадке семена растений».
Однако исследования, проведённые в 70-е годы с помощью ЭВМ, когда в вычислительную машину были заложены данные о рисунках и фигурах, нанесли ощутимый урон астрономической теории Райхе. По данным компьютера, из 189 геоглифов только 36 могли быть привязаны к астрономическим явлениям. Более того, поздние археологические изыскания в этом районе показали, что фигуры животных и линии различаются по времени создания примерно в 1000 лет. 
Стали возникать новые предположения. По одной из них, рисунки служили для исполнения ритуалов, в том числе и кровавых жертвоприношений. В открытом археологами в 50-х годах ритуальном центре Кахаучи, на который указывают отдельные линии, были найдены сотни отрубленных человеческих голов. Но и эта теория не нашла убедительного подтверждения. 

Вопрос «зачем?» по сей день остаётся открытым. И это действительное положение вещей, а не приманка для туристов. Уж в них недостатка не будет, этот вездесущий любопытный народ хочет быть причастен ко всему на свете. Передав право разгадки учёным, они хотят лишь увидеть собственными глазами грандиозную головоломку человеческой цивилизации. Это совсем несложно: туристический автобус исправно курсирует между Лимой и затерянным в пустыне городком Наска, а лёгкие самолёты каждый день совершают 40-минутные полёты над равниной, где на десяток обычных камней обязательно попадётся один камень преткновения. Поезжай!

Разместил: prox Просмотров: 2 457
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/