Сёрферы всегда выдумывали себе интересные объекты «преследования»: охотились то за барышнями в бикини, то за акулами. А некоторые носились вдоль берега за катерами или наперегонки с грузовиками. Так продолжалось до славного 1985-го, пока Тони Фин не изобрёл чудо-скарфер.
Скейты на воду! По всей видимости, сёрфер Тони Фин был по совместительству сноубордистом или скейтером: его изобретение было похоже на маленькую доску для сёрфинга, а техника катания отдалённо напоминала сноуборд или скейт. Добавление на доску ремней для ног сыграло огромную роль в развитии вейкбординга – появилась возможность совершать большие прыжки, используя волну как трамплин. Это добавило спорту больше динамики и свободы. Во второй половине восьмидесятых Тони активно занимался продвижением и популяризацией своего изобретения. К сожалению, недостаток технологий и сложная техника катания мешали развитию нового спорта. Узкий, с избыточным запасом плавучести скарфер неохотно подчинялся новичкам, затрудняя старт из воды.
«Гиперболайт» инженера Брайана Примерно в это же время владелец воднолыжной компании H.O.Sports Херб О'Брайн начал экспериментировать с досками. Он-то и представил миру первый вейкборд - Hyperlite. Новая доска обладала нейтральной плавучестью, что позволяло легко погружать её в воду перед стартом. Но О'Брайн не остановился на достигнутом и продолжал совершенствовать вейкборд. Тонкий профиль по краям позволил выполнять резаные повороты, подобно слаломной лыже. Особая форма днища поглощала энергию удара при приземлении, делая его более мягким. С развитием спорта вейкборды становились всё лучше. Первые модели Hyperlite по форме повторяли доску для сёрфинга с ярко выраженной носовой частью. В 1993 году Джими Рэдмоном была разработана симметричная форма "twin-tip". При этом симметричным стали расположение килей на концах доски и стойка райдера.
Мировое признание С 1992 года вейкборд развивается как профессиональный вид спорта. Тогда же крупный спортивный промоутер World Sports & Marketing организовал соревнования, которые с 1998 года проводятся в мировом масштабе. В1993 году начал выходить журнал "Wake Boarding". Сегодня по всему миру проводится более тысячи различных любительских турниров, а в рамках Кубка Мира по вейкборду проходят самые престижные соревнования для профессионалов.
Ваш выход, королева! На протяжении почти двух десятилетий женский вейкбординг был обделён в плане профессиональных соревнований. И только в этом году у девушек появилась своя собственная серия контестов – «Королева волны», состоящая из 9 профессиональных соревнований, которые будут проходить параллельно с мужской серией «Король волны». Победительница серии получит 10 тысяч долларов. Первые «королевские игры» для женщин - Wake Games - уже состоялись в апреле. Помимо них - 5 этапов Pro Wakeboard Tour, чемпионат Pro-Am Wakeboard Championships, а также WWA National и World Championships. Соревноваться за звание «Королевы волны» будут девушки из США, Новой Зеландии, ЮАР, Великобритании, Канады.
Хочешь тоже? Если у тебя уже есть опыт катания на водных лыжах, сноуборде, сёрфборде или скейте, ты смело можешь пробовать вейк. Только для этого нужно знать некоторые нюансы. - Длина большинства досок для вейкбординга подбирается исходя из веса и роста райдера. Ширина доски всегда пропорциональна длине. Чем больше вес и рост – тем больше должна быть доска. Как правило, чем длиннее доска, тем лучше её устойчивость на воде и при маневрах. Поэтому новичкам легче учиться на длинной доске. - Продольный изгиб доски нужен для того, чтобы поглощать энергию удара о воду при прыжках. Чем он больше – тем устойчивее доска при поворотах, прыжках и трюках, а если изгиб небольшой – то доска лучше держится на поверхности воды и быстрее разгоняется. - Помни о киле! Этот на первый взгляд непонятный «плавник» на днище доски, неизменно служит рулём при движении по поверхности и приземлениях. Без киля доска будет крутиться сама по себе из стороны в сторону. Как правило, на доску устанавливают по два киля – большой и маленький, по одному с каждого конца. За последние пару лет появились доски с четырьмя или шестью плавниками, также появились «встроенные» кили - специальным образом сформированное днище. - Отличным вариантом для новичка могут послужить доски Jobe 2020 и FACTION 139. Средней ценовой категории, легкие в управлении, имеющие большую устойчивость на воде, при этом они обеспечивают отличную управляемость на поворотах и при исполнении трюков райдерами всех уровней. - Важный элемент доски для вейкбординга – крепления. Они бывают двух видов: «сандалии» и «ботинки». Первые хороши тем, что регулируются почти под любой размер ноги, быстро и легко снимаются и надеваются. Такая «спартанская» обувка хороша сразу для всей компании – неплохая экономия. Но у них есть минус – отсутствие задника, поэтому они не слишком хорошо фиксируют ногу. Поэтому, раз уж ты решил заниматься вейкбордингом всерьёз и надолго, лучше приобрести «ботинки». Они подбираются индивидуально, под размер ноги. - Помимо перечисленного стаффа вейкбордист должен облачиться в гидрокостюм, вооружиться спасательным жилетом, специальными перчатками, шлемом и фалом. Ну и на воду, собственно!
Элементарная гидродинамика Только движение удержит тебя на водной поверхности. Активность на воде может принимать следующие формы: Внутренний вираж — наиболее простой, интуитивно выполняемый элемент. Достаточно просто откинуться спиной в сторону от оси движения, и ты начнёшь отдаляться от пройденного буксировщиком пути, отбрасывая брызги внутрь и двигаясь с ним параллельным курсом. Несколько сложнее этот элемент выполняется, если пересечь путь, пройденный буксировщиком и оказаться с другой его стороны. Внешний вираж - более сложный в освоении элемент. Для его выполнения необходимо сделать внутренний вираж с набором скорости в поперечном направлении, но не доводить его до положения максимального расстояния от линии движения буксировщика, пытаясь двигаться параллельно буксировщику. Вместо этого, достигнув определённого максимального положения и имея запас скорости в поперечном направлении, нужно "оставить" ручку фала, удерживающую его руку, а также всю верхнюю часть тела на месте, продолжая движение нижней части, ног и вейкборда в прежнем направлении. При этом за счёт наклона тела внутрь будущего поворота происходит перекантовка вейкборда и выполнение эффектного внешнего виража с отбрасыванием большого количества воды наружу поворота. Вейкбордист может практически ложиться на воду, поддерживая равновесие ладонью свободной руки, касаясь ею поверхности воды. Продолжать движение необходимо до конца с уходом в поперечном направлении в другую сторону. В противном случае это приведёт к ослаблению фала с последующим рывком, а эти ощущения не из приятных. После завершения внутреннего виража ты оказываешься в положении, удобном для резкого набора скорости с наездом на волновой "хвост" от буксировщика и прыжка или для выполнения нового внутреннего виража. Фал при выполнении этого элемента лучше держать в той руке, которая находится спереди по ходу движения вейкборда. Разворот на 180° профики не советуют выполнять тем, кто ещё не уверенно делает внешний и внутренний виражи. Элемент выполняется при сниженной скорости – в этот момент можно сравнительно легко изменить направление движения. Сразу же за этим, дабы вейкбордсит не «провалился» под воду, катер увеличивает скорость. Самое захватывающее – это, конечно, прыжок. В выполнении этого элемента разной степени сложности и заключается дальнейшее совершенствование техники вейкбординга. Вариантов здесь очень много, от простейших, с разворотом на 180° и более, до полных оборотов со многими вращениями, перехватыванием фала, заходом на прыжок и приземлением спиной вперёд.
Гидрофойл: вейк на стуле Страшным словом гидрофойл называют не что иное, как стул с ножкой, внизу которой прикреплён плавник. Для того чтобы стартовать, необходимо сесть на стул, вставить ноги в специальные отверстия, лечь в воде по ходу движения катера и выезжать по мере натяжения фала. Плавник, прикреплённый снизу, уходит под воду, а ты поворачиваешься за счёт наклона тела влево и вправо. Чтобы прыгнуть, нужно натянуть фал, попросту войти в зарезку, и подать корпус назад. Таким образом ты заставишь гидрофойл резко пойти вверх. Чем больше усилий ты приложишь к рывку назад, тем выше будет полёт. Ну а дальше уже - дело техники. Вращай сальто, обороты вокруг себя... Может быть, таким образом ты впишешь своё имя в историю и станешь лучшим гидрофойлером мира!
Словарик вейк-юзера (по Джереми Коуку) Хилсайд (Heelside) - набор скорости или зарезка с использованием ближней к пяткам кромки доски. Говорят, что райдер зарезается на пятках. Тоисайд (Toeside) - набор скорости или зарезка с использованием ближней к носкам кромки доски. Говорят, что райдер зарезается на носках. Бэксайд (Backside) - вращение по часовой стрелке, если райдер катается левой ногой вперед, или против, если правой. Часто такое вращение называют блайнд (blind). Фронтсайд (Frontside) - вращение против часовой стрелки, если райдер катается левой ногой вперед, или по часовой, если правой. Считается самым простым вращением.. Лайн (Line) - так американцы называют фал - трос, соединяющий райдера и катер. Райз (Rise) - плавное и уверенное разгибание ног во время движения от основания волны до ее гребня. При правильном выполнении достигается максимальная амплитуда прыжка. Base - низ, основание волны.
Crest - вершина, гребень волны. Регуляр (Regular position) - в этой книге данный термин обозначает привычную, основную стойку райдера. Свич (Switch) - езда в противоположной стойке, привычной задней ногой вперед. Реверт (Revert) - тоже самое, что свич. Халф Каб (Half Cab) - выполнение трюка из свича с приземлением в регуляр. Флэт (Flats) – водная гладь. Все, что вне кильватерной струи за катером. Load the line - удерживать фал натянутым в момент начала зарезки к волне. Блайнд (Landing blind) - приземление трюка в позиции, когда райдер не может видеть катер или приземление. Чикса (Chick) - та, которую хотят поразить чуваки Чувак (Dude) - тот, кто хочет поразить чиксу.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/