Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
» » СЕМЬ ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ФРИРАЙДА
  • 0

СЕМЬ ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ФРИРАЙДА



Фрирайд – спуск по неподготовленным склонам – требует высокого мастерства. К каждому маршруту нужно найти особый подход.  Мы посоветовались с опытными фрирайдерами и сформулировали 7 ключевых правил, обратив внимание на которые, ты сможешь свести риск к минимуму.

Правило 1. Трезво оцениваем свои силы и физические возможности
Большинство людей, знающих и уважающих горы, сходятся в мысли, что одной из наиболее частых причин неприятностей в горах является переоценка своих сил и ошибочная оценка категории спуска и физических нагрузок. Фрирайд требует совершенно иной техники и более высокого уровня физической подготовки, чем катание по трассе. Собственное неумение и слабость являются самой большой неожиданностью для многих любителей гор и может навсегда отбить охоту спускаться по целине. По словам фрирайдера Михаила Темпера, человек может быть готов к «свободному катанию» тогда, когда все его движения во время спуска доведены до автоматизма. Только тогда, выходя на внетрассовые маршруты, у лыжника будет время оценить то или иное препятствие, следить за направлением движения и вообще чувствовать себя уверенно.
И ещё один момент: если к концу насыщенного дня вы чувствуете усталость, не стоит идти на поводу у желания спуститься ещё разок. Статистика говорит, что хорошие впечатления остаются у тех, кто способен растянуть удовольст-вие на несколько дней.

Правило 2. Лавинные знания, опыт и наблюдение за состоянием снежного покрова
Увы, человеческий фактор является основным виновником почти всех лавинных катастроф. Многого можно было избежать, если бы выбор маршрута и оценка лавинного риска были основаны на трезвом анализе, а не на предположениях и чувствах. Гляциолог Максим Панков, фрирайдер с десятилетним стажем и гид по внетрассовым спускам, рассказывает: «К сожалению, на моей памяти достаточно много печальных случаев, и в их основе всегда была человеческая ошибка. В прошлом сезоне, например, группа достаточно опытных райдеров под конец дня решила съехать с опасного спуска с большим количеством снега. Один из бордеров при катании вызвал лавину. Погибли сразу четыре человека». Опытные райдеры, помимо владения навыками определения уровня лавиноопасности склона, стараются накануне катания наводить справки у противолавинных и спасательных служб района, в котором они планируют кататься. Это единственные источники, которые владеют реальной информацией о состоянии склонов, наличии опасности и изменении условий.

Правило 3. Готовность к оказанию медицинской помощи
Так как внетрассовое катание предполагает, что оперативной медицинской помощи поблизости может не оказаться, необходимо быть готовым к оказанию первой помощи. Наиболее распространёнными проблемами и травмами при внетрассовом катании являются: гипотермия (переохлаждение); обморожение; солнечные ожоги глаз; небольшие раны и повреждения; растяжения и переломы конечностей; повреждения позвоночника; черепно-мозговые травмы и, как следствие, шок и затруднение дыхания. Поэтому методы оказания первой медицинской помощи необходимо знать ещё до того, как вы отправитесь на покорение диких склонов. Отсюда же вытекают все основные требования к аптечке фрирайдера, и этим вопросом необходимо озадачиться ещё на этапе подготовки.

Правило 4. Правильно подобранное снаряжение
В списке обязательного снаряжения фрирайдера: шлем, маска и длинные перчатки, затягивающиеся поверх рукавов куртки. Куртка и брюки должны быть из мембраны с более высокими, чем обычно, свойствами водонепроницаемости и отведения влаги, с усиленной вентиляцией. Кроме того, важный элемент снаряжения фрирайдера – рюкзак. Он служит и для защиты спины при падениях, и как место для хранения аптечки, запасных перчаток и носков, полара при катании в тёплую погоду, перекусов, термоса, фонарика, верёвки. «Многие производители снаряжения всё больше внимания уделяют любителям внетрассового катания – говорит фрирайдер Михаил Темпер – Буквально недавно я видел перчатки со встроенным в них компасом. Полезная и удобная вещь – ведь фрирайдеру, в отличие от лыжников и бордистов, катающихся по трассам, нужно точно знать направление движения. Иначе, спустившись в неправильном направлении, выбираться к цивилизации можно очень долго».

Правило 5. «Джентельменский» набор
Специфика свободного катания предполагает обязательным наличие специального набора. По минимуму он состоит из лопаты, щупа и лавинного датчика. Идеальным считается наличие радиостанции у каждого участника группы, либо просто на старте и финише. «Для меня самая полезная вещь – это шлем, – делится опытом Михаил Темпер. – Конечно, когда человек катается хорошо, он падает редко. Но если уж падает… В самом начале при катании вне трасс я катался без шлема. Как результат – сотрясение мозга, пара потерянных зубов, небольшие пробелы в памяти. И это я ещё хорошо отделался! После того случая я катаюсь в шлеме всегда, независимо от погоды и места катания».
В «джентельменский» набор входит также содержимое рюкзака из предыдущего правила: фонарик, аптечка, верёвка. Добавим, что лопатка – не лишний груз, а очень полезная вещь. Её часто используют для того, чтобы сделать трамплин для эффектных прыжков. И все фрирайдеры искренне желают, чтобы это так и осталось её единственным применением.

Правило 6. Состав группы и правила движения
Катание в группе хорошо в первую очередь тем, что коллектив придаёт уверенности, а дружеское общение способствует общему хорошему настрою. Друзья смогут запечатлеть на фото и видео незабываемые моменты, которые достойны пополнить твою домашнюю коллекцию. Но для фрирайда общество не просто желательно, оно является одним из залогов безопасности.
Специалисты по лавинам рекомендуют идти на спуск группами не меньше двух человек, однако осуществлять свободный спуск исключительно по одному. По мнению Максима Панкова, одновременное движение по склону является нарушением правил безопасности при внетрассовом катании. Также важно, чтобы во время наблюдения за спуском товарища вся группа находилась в безопасном месте.
По мнению Дмитрия Стефановского, одному кататься можно, но тогда человек должен отдавать себе отчёт, что только он сам несёт ответственность за свою безопасность. Сегодняшний фрирайд породил школу и теорию, по которой в группе каждый контролирует товарищей, а всех контролирует гид. Ирония в том, что профессиональные гиды есть не везде, к тому же часто под лавины попадают именно группами.
Мнения опытных райдеров разнятся, но, безусловно, можно сказать одно: бесспорным преимуществом группы является шанс в чрезвычайной ситуации оказать помощь потерпевшему товарищу. Так что любители свободы всё-таки должны иметь чувство ответственности.
Непонимание внутри коллектива – одна из ключевых проблем всех экстремальных походов. Самым простым путём снятия этой потенциальной проблемы станет назначение руководителя группы, в зоне ответственности которого будет лежать принятие решения на горе и в экстремальных условиях.
«Руководитель похода должен знать и донести до всех участников группы набор знаний, – говорит Михаил Яворивский, руководитель львовского горно-спасательного подразделения. – Определять и обходить лавиноопасные места, знать правила поведения при их прохождении, владеть техникой передвижения и преодоления сложных природных препятствий, уметь оказывать первую медицинскую помощь и принимать верные решения при несчастном случае».
Безусловно, в опытной команде все способны померяться авторитетами. Просто доверьте руководителю право принимать решение, если мнения разделились.

Правило 7. Регистрация и обязательное наличие телефонов спасательных служб
В первую очередь этот абзац относится к тем, кто практикует длительные лыжные походы и самостоятельные подъёмы (back-country). Регистрироваться или нет в КСС – решать вам в зависимости от сложности маршрута, погодных условий и других моментов. Здесь, кстати, часто сказывается отсутствие культуры регистрации в нашей стране (по статистике, в КСС регистрируется только четверть отъезжающих в горы людей). Однако, по мнению спасателя Михаила Яворивского, регистрировать надо любой горный поход.
Как видим, не так уж мало правил ожидает беспечного лыжника, впервые обратившего свое внимание на девственный склон. Но для залога собственного спокойствия многие вещи можно предусмотреть заранее. Раз уж фрирайд – это ощущение уверенности и контроля, не пренебрегайте советами более опытных друзей, для которых подготовка к зимнему отдыху и обсуждение технических новшеств уже стали неотъемлемой частью натуры. И тогда хороший запас знаний позволит вам уделить больше внимания тому главному, ради чего мы едем в горы – радости движения, снегу, солнцу и первозданной красоте, которую дарят горы всем очарованным целиной.
 


Разместил: darina_dnk Просмотров: 2 354
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/