Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
Журнал ProX - все об экстремальном спорте! » Статьи » КАПОЭЙРА – БОЕВОЕ ИСКУССТВО ТАНЦА
  • 0

КАПОЭЙРА – БОЕВОЕ ИСКУССТВО ТАНЦА


Никто толком не знает, как капоэйра появилась на свет. Ходят слухи, что в этом повинны африканцы из племени Банту, которые срубали траву на полях при помощи мачете и делали это почти ложась на бок. Благодаря такой технике покоса, мол, и появилась новая техника ухода от ударов и низкие передвижения по земле.

Ещё один слух: в появлении капоэйры Режиональ, с её акробатическими трюками и прыжками, виноваты славяне, придумавшие гопак. А передали они эти техники бразильцам в портовых барах, где нищие бразильоне зарабатывали на хлеб тем, что нападали на одиноких морячков и отбирали деньги. Но попробуй отнять деньги у щирого украинця…

Как бы то ни было, история умалчивает многое, делая капоэйру таинственной и невообразимо глубокой для новичка.

Говорят, что обозлённые на колонизаторов рабы сбегали в леса и там организовывали партизанские отряды «киломбос», предпочитая опасный климат джунглей и тропическую лихорадку ударам плетей на плантациях сахарного тростника. Пытаясь вернуть беглецов, правительство колониальной Бразилии посылало в лес зондер-команды, поэтому «бразильские ниндзя» изучали капоэйру и совершенствовали её техники в боевых условиях. К тому же партизаны помогали невольникам-собратьям тем, что тайно обучали их капоэйре, замаскировав её под танец-игру. И в один прекрасный момент рабы давали дёру, набив морды надзирателям.

Кстати, насчёт морд. Невольникам не разрешалось подымать руку на хозяина, и те рассудили по-своему: а ногу, значит, можно. Так появилась уникальная техника капоэйры – бить ногой, стоя на руке или двух. Такая тактика практически нигде больше не встречается. И вообще, в капоэйре больше работают ноги, за что её часто называют бразильским боксом ногами. Представьте себе: человек становится на голову чтобы стукнуть кого-то ногой! Здесь всё вверх тормашками, и этими тормашками лупят – будь здоров!

Времена изменились, колонизаторы укатили прочь, в свою Португалию – болеть за футболистов, а бразильцы обрели свободу и жуткую нищету с малообразованностью. В начале этой свободной жизни капоэйристы стали этакими бандитами, сродни нашим криминальным группировкам времён развала Союза. Поэтому капоэйру благополучно запретили и давали 15 лет каторги за изучение и распространение этого вида единоборств.

Но в начале прошлого века произошёл культурный сдвиг, и капоэйра нашла свою нишу как этнический элемент бразильской культуры. Благодаря целой плеяде мастеров были сформированы классические правила игры, отточена техника, и всё это – в соединении с оркестром бразильских народных музыкальных инструментов. Мастера решили, что самым лучшим способом использования боевых техник капоэйры будет их своеобразная конверсия в оздоровительную игру, в которой может принимать участие любой, в том числе и зрители. Всё просто, но в тоже время эстетически тонко и великолепно продумано.

Место для игры – круглая площадка, по диаметру почти совпадающая с кругом в центре баскетбольного поля. На краю круга располагается оркестр во главе с мастером (местре), который ведёт как дирижёр музыку, песни и саму игру. Оркестр состоит из атабаке (большой стоящий на земле африканский барабан), пандейро (вроде шаманского бубна) и беримбау – самый почитаемый капоэйристами инструмент, душа капоэйры. Беримбау использовали ещё в давние времена в Африке непорабощённые племена во время священных ритуалов взросления воинов. Внешне беримбау похож на лук, в наше время струна почти всегда делается из покрышечной проволоки. Для резонатора привешивается бутылочная тыква, и всё – однострунная бразильская гитара готова (или скрипка – играют на беримбау при помощи палочки-смычка). Музыка этого инструмента ни на что не похожа – это низкий, ритмичный звук: именно беримбау задаёт ритм всей игре.

В зависимости от ритма разделяется и сама капоэйра. Медленные ритмы – это Ангола. Движения в ней медленные, стелятся по земле, часто танцоры становятся на голову. Удары лишь намечаются, и суть – в самой игре, которая похожа на борьбу: кто кого перехитрит и загонит в ловушку. Постичь всю прелесть Анголы можно лишь после тяжёлого рабочего дня на жарком солнце, когда в сумерках раздаются звуки беримбау, погружающие в состояние Аше, капоэйристский транс. В этом трансе невольники играли часами, восстанавливаясь после тяжелейшей работы. Пластика и гибкость анголейору (капоэйриста Анголы) впечатляет, йоги со своей статикой просто отдыхают. В медленном и постоянном движении происходит скрытый от понимания посторонними разговор между двумя игроками. Техника Анголы требует силовых выходов на руки из самых непредсказуемых положений. Мастера Анголы ходят на руках, как на ногах.

При этом войти в игру можно из круга, образованного стоящими анголейрос. Они, по традиции, закрывают от лишних глаз происходящее. В давние времена в таком круге отрабатывали опасные техники игры с бритвами, зажатыми между пальцами ног. Как только кто-то из надзирателей приближался к кругу – менялись музыка и смысл песни, давая игрокам знак, что пришла пора сменить суть игры. А потом, выбрав момент, чёрный парень подходил к надзирателю с пустыми руками и внезапно бил ногой, в пальцах которой была зажата бритва…

Сейчас же смысл песен заключается в прославлении старых мастеров, рассказывании каких-то смешных ситуаций в игре, управлении игрой. Популярны и песни о свободе, мечтах невольников о лучшей жизни.

Более широко известна капоэйра Режиональ. В Анголе игроки напоминают клубок извивающихся змей, борющихся за свободное пространство в медленном и тягучем ритме. Режиональ имеет коренное отличие от Анголы в скорости музыки, технике и напоминает скорее фейерверк, чем единоборство. Игроки не стоят на месте ни секунды и постоянно передвигаются по кругу в разных направлениях, играя на опережение или выполняя трюки. Ритмы музыки ускорены, игра более динамичная, быстрая, состоит из прыжков, высоких махов ногами, тяготеет к контакту, даже борьбе. Многие техники пришли в Режиональ из других боевых искусств, когда в портовых кабаках бразильоне отбивали иностранным морякам желание ходить в одиночку. Англичане привнесли сюда немного бокса, французы – савате (французская уличная драка без правил), китайцы и японцы – каратэ и у-шу. Ну и наши, думаю, заплывая в такую даль, не давали имиджу страны упасть в грязь лицом.

Режиональ настраивает более агрессивно, что обозначено самой историей возникновения этого стиля. От старой капоэйры остались лишь джинга (маятниковые передвижения из стороны в сторону для уходов и передвижения) и удары ногами в стойке на руке.

В остальном Режиональ скорее похожа на цирковое представление акробатов, где высшим пилотажем считается сальто назад в прыжке вперёд с перекрутом вокруг своей оси. Называется очень лирично (видно, китайцы повлияли) – сухой лист, поднятый ветром.

Распространившись по всему миру, традиционная капоэйра так и осталась бразильской, поскольку оркестр и пение на португальском являются важной и неотъемлемой частью игры. Да и сложнейшая техника тоже препятствовала более глубокому проникновению капоэйры в массы.

Но, пройдя через умы творцов городского андеграунда, капоэйра лишилась этнических элементов, и так появился брейк-данс в его акро-форме. Изменились и сами «бойцы». Теперь две команды или два игрока перетанцовывают друг друга по очереди, показывая зрителям, кто кого круче.

В самой же Бразилии традиционная капоэйра популярна не меньше футбола и с давних пор играет роль доброго воспитателя. А нам, «белым», вряд ли удастся до конца понять суть этого танца-борьбы. Взять хотя бы магию кандомбле. Это вудуистическая и шаманская религия магического толка, используемая для гадания и прочих ритуалов. Без ритуала кандомбле настоящий местре даже в круг не войдет. Для него мир внутри круга полностью отличен от мира вне круга и игры.

Ну да ладно. Пусть постигнуть всю глубину капоэйра в её первозданной форме нам не дано, и всё же, поставив записанную на диск музыку капоэйра, мы танцуем бразильский «гопак» с преогромным удовольствием. Хотя бы потому, что в современной капойэре можно вообще не бить другого, а играть в самую настоящую взрослую игру на реакцию и рефлексы. Невообразимые уходы и переходы вниз головой дают массу положительных впечатлений. При таком отношении к чувству равновесия мироощущение полностью меняется, освобождаешься от целой кучи устаревших стереотипов в своей голове. Люди привыкли жить и думать на двух ногах на земле и головой в небо. А тут всё по-другому, даже не наоборот и не вопреки, а просто другое. Может это и есть Аше?

Войдя в круг и поприветствовав друг друга, начинаем кружиться, как маятники, переходим колесом из одной стороны в другую. Круговые удары ногами проносятся с приличной скоростью, но опыт позволяет уйти вниз и атаковать в ответ. Трюки, выполняемые нами, украшают игру и показывают уровень мастерства. Устав, мы можем начать ходить по кругу, и, отдохнув, – внезапно напасть. Да, хитрость – один из главных элементов этой игры. Ведь капоэйристы должны были быть хитрецами в борьбе за свободу. Приёмы внезапного нападения называются «маландражем» – злые шутки. Они тоже очень популярны среди игроков высокого уровня.

В традиционной капоэйре есть такая вещь, как batizado. Это инициация ученика мастером. Местре перенимает свои знания от своего учителя и передаёт своему ученику в ритуале посвящения. Группа учеников одного местре в капоэйре называется бригадой, и все они носят бразильские клички и знаки отличия. В общем, система здорово напоминает некую эзотерическую религиозную секту. Если не хуже (вспомним о связях бразильской капоэйры с криминалом). Это, конечно, касается только бразильской капоэйры в самой её сути, распространённой среди народа.

Но пускай не пугают никого эти страшные подробности, потому что популярной в мире стала модернизированная капоэйра и только благодаря своей весёлости, свободе и улыбкам. Без ударов и сложных ритуалов игра стала более дружелюбной и лёгкой.

Непринуждённость отношений в игре позволяет войти в круг и девушке, и ребёнку, и пожилому человеку. Игра может быть острой, сопернической или романтичной, дружественной, осторожной, доброй и весёлой. Это и есть современная капоэйра!

Разместил: darina_dnk Просмотров: 1659
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Календарь событий

07.02.2014
BORZHAVA SNOW FEST 2014
BORZHAVA SNOW FEST 2014
20.04.13
Slackline open season:DNEPR slack FEST!
Slackline open season:DNEPR slack FEST!
22.08.12
Z-Games 2012
Z-Games 2012
2.06.12
В Донецке пройдет чемпионат по роллер спорту
В Донецке пройдет чемпионат по роллер спорту
19.05.12
В Киев едет самый быстрый болид Формулы 1
В Киев едет самый быстрый болид Формулы 1

Опрос

На чем катаешься? (?)

БМХ
МТБ
Скейт
Ролики
Лыжи
Сноуборд
Серф
Другое


Наверх

Календарь событий

«    Декабрь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/