Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ


А кто, собственно, сказал, что не нужно изобретать велосипед? Современные дизайнеры и инженеры по сей день продолжают ломать головы над тем, как сделать велосипед более удобным, более быстрым и более надёжным.

Классификация

Шоссейные велосипеды предназначены для скоростного передвижения по качественному асфальту, а также для любительского катания. Используются в гонках. Существует два основных подтипа: велосипеды для триатлона и велосипеды для Cyclocross.

МТВ (mountain bike) – общий термин для целого ряда горных велосипедов.

Downhill (даунхилл) – этот тип горных байков предназначен для скоростного спуска. Соответственно, к нему предъявляются повышенные требования по прочности и надёжности. Пожалуй, единственный класс байков, для которого лишний вес – не проблема. Весят такие велосипеды немало – до 20 кг. Они имеют передний и задний амортизаторы (двухподвесы) с большим ходом для того, чтобы «съедать» препятствия под колёсами.

Freeride (фрирайд) – велосипеды, предназначенные для райдеров, которые любят прыгать с крутых обрывов и мечтают о техничных препятствиях. Если по душе дропы, рампы, дёрт-джампинг, агрессивный слалом или байкер-кросс, то это – как раз для тебя. Конструктивно делятся на двухподвесы и на хардтейлы (велосипеды только с передней вилкой).

Cross-country (кросс-кантри) – на таких велосипедах можно выступать на соревнованиях в одноимённой дисциплине, а на выходных – неспешно и с комфортом покататься по бездорожью или проехать по горному маршруту.

Из велосипедов для кросс-кантри и фрирайда сформировался интересный тип – «All Mountain», или «Enduro». То есть, сегодня ты агрессивно крутишь педали в горах, а завтра на этот же велосипед вешаешь велорюкзак и выдвигаешься в дальний поход.

Trial (триал) – очень специфические велосипеды для глубоко увлечённых этим экстремальным видом спорта. Суть триала – в преодолении специально построенных или естественных препятствий.

ВМХ (bicycle moto extreme) – эти маленькие велосипеды были придуманы для подготовки будущих мотокроссменов. Рама намного меньше, чем у горного, соответственно меньше и диаметр колёс.

Touring (туринг) – велосипеды, предназначенные для туризма. Развитие идеи шоссейных байков.

Citybike (ситибайк) – городские велосипеды, предназначенные для езды по городу. Они комфортны и просты в обслуживании. И в 90% случаев такие велосипеды имеют складывающуюся раму.

Hybrid (гибрид), или Fitness (фитнесс) – велосипеды совмещают в себе концепцию горного и шоссейного. Рама от МТВ установлена на большие колёса (диаметром 28 дюймов), что существенно упрощает передвижение по асфальту.

Tandem (тандемы) – велосипеды для двух человек. Есть 4 типа тандемов: для шоссе, горный вариант, гибрид и круиз-чоппер тандемы.

Chopper, Cruiser, Lowrider – это стиль, индивидуальность и наслаждение. Эти велосипеды созданы для дорог с хорошим покрытием. Предназначены для передвижения вдоль пляжей и парков. В Украине пока не пользуются особой популярностью (видимо, из-за отсутствия хороших дорог).

Велоанатомия

Рама. Любой велосипед начинается именно с неё. Она, в основном, и определяет тип велосипеда. К тому же различают женские рамы (с опущенной, «открытой» верхней трубой) и мужские (с закрытой трубой). Для изготовления рамы применяются легированная сталь (хромолибден), различные сплавы алюминия и магния. В последнее время всё доступнее становятся велосипеды из титана и карбоновых волокон. Для малобюджетных моделей используют недорогие стали. При изготовлении «экстремальных» рам каждая велокомпания применяет разнообразные технологии и конструкторские идеи. Потому что любые рамы для экстрима должны быть усилены во всех испытывающих нагрузку местах. Производители дают гарантию на раму от 3-х лет до пожизненного пользования!

Амортизационная вилка и задний амортизатор – вторые по важности части велосипеда. Их задача – обеспечивать постоянный контакт колёс с трассой, сглаживая все неровности и последствия неудачных прыжков. Для изготовления применяют разные облегчённые и прочные материалы. К примеру, для шоссейного велосипеда вилка может полностью изготовляться из карбона, а для даунхилла – из композита с применением различных сплавов. Вилки и амортизаторы делятся на классы. Производят вилки для города и фитнеса (ход вилки – от 63–100 мм, вес, в среднем, – 2 кг), кросс-кантри (ход – 80–100 мм, вес – 1,6 кг), фрирайда (ход – 100–170 мм, вес 1,8–2,7 кг) и даунхилла (ход – 170–203 мм, вес – 3,2 кг). Для триала, BMX, шоссе и чопперов производят специальные жёсткие вилки.

Колёса – ещё один признак, по которому можно классифицировать велосипеды. Если у байка широкие колёса диаметром 26 дюймов (559 мм), то перед вами – МТВ, если колёса – 28 дюймов (622 мм) – это дорожный или шоссейный велосипед. Ну а BMX имеет 20-дюймовый размер колёс. Покрышки производят для любых погодных и рельефных условий. Выбор правильной резины для каждой поездки существенно облегчит движение. Для города и шоссе устанавливают слик или полуслик (гладкие покрышки, позволяющие катить по хорошим дорогам с минимальной потерей скорости), для леса и гор – «шипастую» резину. На камерах применяют два варианта ниппеля: Presto (велониппель), Schraeder (автониппель). Для двустенных высоких ободов необходим удлинённый ниппель. Сейчас на многих покрышках применяется кевларовая защита от проколов. Некоторые предпочитают вообще бескамерные колёса.

Сёдла выпускаются нескольких типов: для гонок, для экстрима, для длительных поездок и для комфортного катания. Изготавливают с применением синтетической кожи, термо-пластика, кевлара. Для женщин и детей производят седла, учитывающие их анатомию.

Руль. Сейчас используют три основных типа рулей: руль-рога (с перепадом); плоский руль, на который можно установить рога, тем самым меняя хват при подъёме; восходящий руль который устанавливается на дорожных велосипедах. Руль крепится к вилке при помощи выноса.

Навеска – оборудование, которым комплектуются велосипеды, – постоянно совершенствуется. Модели обновляются ежегодно. Основные элементы оснащения велосипеда: передний и задний переключатель скоростей с ручками переключателей, тормоза с ручками тормозов, передняя и задняя втулки, кассета (задние звёзды), передние звёзды, цепь, шатуны, педали, подседельный штырь, рулевая колонка. Среди производителей такого оборудования лидирует японская компания Shimano, на пятки ей всегда наступает американская компания SRAM. Оба конкурента выпускают как не совместимую для применения друг с другом продукцию, так и совместимую (Shimano + SRAM). Нередко производители велосипедов устанавливают на одну модель компоненты от обеих компаний (наверное, в надежде их «поженить»). Для примера рассмотрим классификацию компонентов компании Shimano для MTB.

XTR – оборудование профессионального уровня. Минимальный вес – за счёт использования лёгких сплавов. Самое дорогое по стоимости. Группа на 27 передач.

DEORE XT – тоже для профи. И любителей, готовых платить хорошие деньги за профессиональное качество. Эта группа немного дешевле. 27 передач.

DEORE LX – более доступное по цене высокое качество, для профи и любительских соревнований, туризма и тех, кто много ездит круглый год. 27 передач.

DEORE – отличный средний класс для любительских соревнований, тренировок и туризма. 27 передач.

ALIVIO – часто используется в туризме как недорогое, но качественное оборудование. 24 передачи.

ACERA – тоже применяется в туризме. Группа прогулочного класса. 24 передачи.

ALTUS – для лёгких прогулок и умеренных туристических поездок. 24–21 передача.

TOURNEY – бюджетный вариант. Многие подростковые модели комплектуются именно этим типом. 21, 18, 15 передач.

С 2004 года Shimano внедряет в массы два новых класса компонентов для экстремального МТВ. Компоненты носят имена «SAINT» – созданы специально для экстрима и фрирайда, и «HONE» – разработанные для класса велосипедов «All Mountain». Это основные и чаще применяемые классы компонентов для МТВ и многих дорожных велосипедов. Для шоссейных коней и их разновидностей также производят специальное оборудование, облегчённое и дорогое или массовое и доступное. Для ВМХ, городских, прогулочных и чоппер велосипедов Shimano предлагает тоже определённые специальные группы оборудования.

В горных группах используют два основных типа ручек переключателей – это манетки (система Rapidfire) и грип-шифт (Grip-shift). Система привода велосипеда состоит из набора передних и задних шестерёнок вместе с цепью, шатунами и кареткой. Благодаря этой системе ты можешь эффективно передвигаться на велосипеде в самых разных условиях.

К тормозам всегда предъявляются особые требования. До сих пор можно встретить тормоза с центральной тягой (cantilever), дальнейшее развитие – это векторные тормоза (v-brake). Но сегодня производители велосипедов всё чаще устанавливают дисковые тормоза. Они бывают механические и гидравлические. Такой тип тормозов даёт точный, дозированный контроль над велосипедом.

Для эффективного педалирования используют контактные педали, которые делятся на три типа: Spd и Time используют как на горных, так и на шоссейных велосипедах, Look – только с шоссейными. Более распространена система Spd от Shimano, которая делится на контактные педали для экстрима, туризма и гонок кросс-кантри. Под них выпускают специальную обувь. Педали типа «топталки» – самые популярные в мире, и не мудрено: пользоваться ими намного проще в освоении и существенно дешевле «контактов». Хорошие педали изготавливаются методом высокоточного литья из алюминиевого и магниевого сплава и имеют сменные шипы (пины). Как и во всех узлах трения применяются усиленные подшипники.

В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято, а детям иногда просто запрещено. В США ведётся статистика несчастных случаев, связанных с велосипедистами. Эти данные говорят о том, что в 85% случаев летальный исход был вызван отсутствием шлема. При столкновении или падении шлем как бы переводит прямые удары в скользящие. Шлемы бывают нескольких типов: для детей и подростков, для прогулок и фитнесса, универсальные шлемы для кросс-кантри и шоссе, для ВМХ и шлемы типа Full Face (фулл-фейс), предназначенные для даунхилла, байкер-кросса и других экстремальных покатушек. Выпускают индивидуальные и стандартные размеры, к ним предлагается анатомический набор прокладок, которые обеспечивают плотное прилегание и комфорт. Для фиксации шлема на подбородке используются разные эргономичные застёжки.

 

Общие рекомендации

Перед покупкой велосипеда нужно ответить самому себе на два вопроса. Первый: в каких условиях и стиле ты предполагаешь ездить? Если собираешься ездить в основном по асфальту, изредка съезжая на грунт, и катаешься аккуратно, останови свой выбор на разновидности шоссейного велосипеда, ситибайка, туринга или гибрида. Если твоя цель – езда по пересечённой местности, тебе нужен только МТВ. При выборе руководствуйся классами велосипедов и стилями езды. Второй вопрос: сколько ты хочешь/можешь потратить? Причём стоит учесть не только стоимость велосипеда, но и стоимость аксессуаров к нему. Как минимум без покупки шлема, перчаток и инструмента тебе не обойтись. Если ты новичок или давно не катался на велосипеде, рассчитывай на ценовой диапазон 300–500$. За эти деньги ты можешь выбрать достойный велосипед на долгие годы. За качественные велосипеды типа кросс-кантри, эндуро и многие фрирайдные надо заплатить от 700 до 1500$. Двухподвесы для фрирайда и даунхилла, если пожелаешь, можешь приобрести от 2000 и, примерно, до 6000$, а то и выше. Стоимость велосипеда, как правило исходит из формулы: бренд + класс = цена. Если велосипед собран известной фирмой из лёгких и прочных комплектующих, дёшево стоить он не будет. Не пугайся надписи «сделано в Китае»: сейчас даже самые лучшие бренды производятся в Юго-Восточной Азии. Определившись, где, как и сколько, отправляйся покупать вел в магазин, где даётся гарантия и есть веломастерская. Важно усвоить одно: если ты понимаешь, что подходящая модель пока не по карману, лучше не покупай «то, на что хватило». Ведь это выброшенные на ветер деньги, поскольку ты не получишь должного удовольствия от езды. Если ты выбрал велосипед, осталось определить правильный размер. Поверь: после нескольких часов в седле ты поймёшь, что размер рамы имеет не меньшее значение, чем, скажем, размер кроссовок. Главное – подобрать оптимальную высоту рамы, поскольку это базовый размер, от которого «пляшут» инженеры, рассчитывая остальные параметры. После этого остаётся последний «штрих». Необходимо настроить велосипед под себя. Манетки, переключатели и тормозные ручки установить по размеру своей ладони, чтобы кисть и запястье не перегружались, а пальцы ни за что не задевали и не цепляли. Установи необходимую и максимально удобную высоту седла. Ноги должны свободно, в лёгком сгибе доставать до земли и крутить педали. Вся настройка должна соответствовать только твоей анатомии и, конечно, зависеть от анатомии твоего велосипеда и стиля езды.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 3 454
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/