Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ...

 

Я прочувствовала на собственной шкуре эту науку свободного падения. От и до. Личный опыт, конечно, дело индивидуальное, он ничего не опровергает и не доказывает. И всё же уверена: из моего рассказа каждый будущий небоныр сможет составить представление о том, что же его ждёт…

На самом деле, если кто и летает, так это точно не парашютисты. Летать можно на самолётах, мотодельтапланах, воздушных шарах, парапланах… А парашютисты – они падают. Зато как! Свободное падение создаёт иллюзию полёта на больших скоростях (180–250 км/ч, и это не предел). Попробовав такое однажды, можно окончательно и бесповоротно влюбиться в небо и стать настоящим небоныром – так в парашютном сообществе часто называют себе подобных (калька от английского skydiver).

Я прочувствовала на собственной шкуре эту науку свободного падения. От и до. Личный опыт, конечно, дело индивидуальное, он ничего не опровергает и не доказывает. И всё же уверена: из моего рассказа каждый будущий небоныр сможет составить представление о том, что же его ждёт…

 

Впервые (парашют Д-5)

Помню, как, стоя в дверном проёме под шумный аккомпанемент мотора «Ан-2», пыталась расслышать заветное «пошёл!». Но вместо этого – только чувствительный пинок инструктора. Потом ещё один. И ещё… А так хотелось самой сделать решительный первый шаг вниз с высоты 800 метров!

После третьего прыга небо стало каким-то родным. Смотришь на него по-особенному. Начали просыпаться симптомы скудивера. Например, утром в субботу встаёшь и первым делом бежишь к окну. Ой, тучки, ветер. А облачность высокая или низкая? Интересно, народ прыгает? И бегом к телефону – узнавать: есть ли сегодня «в клубе танцы». Когда эти симптомы стали проявляться регулярно, подумала: надо решать, как жить дальше. Быть или не быть. Прыгать или нет. В общем, поняла, что попала.

 

На «дубе» том… (парашют Д-1-5У)

Д-1 с виду очень похож на Д-5: такой же круглый, только не белый, а желтоватый, с одной щелью и стропами управления. Горизонтальная скорость – 3 м/с. Парашют, который прощает всё (или практически всё). Открывается в любом положении. Падать можно, как угодно, – он всё стерпит, выдержит любые чайниковские выкрутасы. Такой себе парашют-«мать Тереза». Только уложить «дуб» желательно правильно и не забыть расчековать шарик (вытяжной парашют).

Купол укладывала сама. Укладка осваивалась долго и нудно. Даже элементарное – поравнять кромку купола – было сложно, не говоря уже о зачековке этого громадного ранца. Без помощи старших собратьев не обходилось. Отдельные воспоминания связаны с вытяжным парашютом. Ох уж этот злополучный шарик, он мне сразу не понравился! Как я его только не называла в порыве страсти… Не получалось в первое время складывать. Это довольно непростая процедура, требующая ловкости рук и ног, да и глаз-алмаз не помешает, чтобы вовремя разглядеть шпильку внутри шарика. После упорных тренировок фокус удался. Но складывание шарика после приземления долго было одним из самых неприятных моментов, портящих эйфорию от прыжка.

Но самые незабываемые моменты с Д-1-5У – это, конечно же, его таскание через поля и плантации кукурузы. Парашютик-то весит прилично. И какие только тёмные мысли в голову не приходили?! Мол, не женское это дело – кирпичи таскать; а может, оставить его тут полежать; а может, в канаве утопить, а то до аэродрома далеко ещё, а канава широ-о-окая, а деревяшка через канаву узенькая. Не скажу, что друзья-парашютисты не помогали в трудные моменты. Ещё как помогали и морально поддерживали, за что огромное им спасибо. Просто из общества «заканавщиков», или «унесённых ветром», не всегда кто-то приземлялся поблизости.

Когда в первый раз пошла «в бой» с Д-1, радости было!.. Он же управляемый! Кусты, коров и мины смогу облететь. Уже не чувствуешь себя таким беспомощным: хоть маленький, да контроль. Перед первым выходом на поток (расчековка) особых тренировок не было. На вопрос: «А как себя вести?», – отвечали по-разному. Индивидуальное это дело всё же. Понятнее всего был совет: «Живот – вперёд, как будто запаску оттолкнуть хочешь» (может, странно звучит, но сработало). Удивительно просто, как-то без особого труда получилось всё, как надо, при первом отделении на поток. И тогда я увидела землю в полёте длительностью в 3 секунды. Приземлившись, получила высшую инструкторскую оценку: «Мне понравился твой выход из самолёта». Кто-то удивлялся, кто-то говорил: «Да, случайно вышло». Просто почувствовала себя комфортно при отделении…

 

А, может, не надо?

Всё шло хорошо, только перерыв в несколько месяцев изменил ситуацию. За это время многое узнала об отказах, печальных случаях и т. д. Как-то и прыгать особо не тянуло уже, подзабылись ощущения.

Летишь в самолёте и думаешь: «А надо ли?». Лезли в голову пресловутые «а что, если…?». Приходилось настраиваться: «Да это элементарно и безопасно, и за рулём намного больше шансов в аварию попасть». Вот это и были самые страшные прыги.

Поэтому обучение свободному падению проходило не так гладко, как вначале. Пришлось изрядно попотеть, потренироваться на земле, поработать над отделением. Ошибкой было пассивное вываливание из самолёта вместо энергичного отталкивания от борта. А общеизвестный совет – смотреть на крыло самолёта или на мотор – не помогал. Лучше получалось, когда не смотрела. Кстати, важно не зацикливаться, если что-то не получается, и не расстраиваться (это для тех, кто любит самокритику). В конце концов, все осваивают правильное положения тела при падении, это просто вопрос времени и количества прыжков.

И ещё один нюанс. Пока не научилась стабильно падать, ничего не видела вокруг: ни рядом летящих, ни земли, ни самолёта. Хорошо, что свои руки-ноги видела, секундомер да кольцо. Может, от страха глаза не расширяются, а сужаются? Или это какая-то адреналиновая слепота?.. Да и понять, что, собственно, происходило за несколько секунд падения, было тяжело. Частенько приходилось уточнять у тех, кто летел выше, что же на самом деле творилось со мной в воздухе. Но когда почувствовала, что вот оно – стабильное падение, всё стало ясно, как на картинке. И земля отчётливо вырисовывалась, и падающие чуть ниже тела…

 

Укрощение вращения

После того, как время свободного падения увеличилось до 10 секунд и более, обнаружилась проблемка. Услышала я как-то раз слово «штопор», не имеющее ничего общего с откупориванием бутылки вина. Есть разные стадии этого самого штопора. Бывает так себе, вращает слегка; а иногда так закрутит, что и руки к кольцу подтянуть не можешь. А справляются с этой напастью обычно так: либо маневрируют руками в противоположную от вращения сторону, либо складываются и затем раскладываются, либо же открываются, если вращение совсем невозможно остановить.

Ну, вот и наступили долгожданные 20 секунд. После 10-й секунды началось… Сначала было лёгонькое вращение вправо, которое потом начало стремительно прогрессировать. Так, пора пробовать вариант сложиться–разложиться. Опрометчивое это было решение. Сложиться-то получилось, а вот разложиться… Начался настоящий расколбас! И это на энном количестве прыжков-то?! Не помню, что именно происходило и в какой последовательности: переднее сальто – 3 раза, потом боковое, всё очень быстро. Так вот оно какое – беспорядочное падение! Благо, парашют простил мою оплошность. На земле ждали «тёплые» комментарии инструктора. Долго не могла понять, где зарыта причина вращения. Говорят, ноги не ровно – вроде, как ровно, значит, с руками что-то не то. Смотрела на руки – симметрично. В чём же дело тогда? А вращение продолжалось стабильно после 10-й секунды. Надо было что-то делать. Попробовала в ход ноги пустить, доработать правым коленом, «ввести бедро». И… о чудо, вращение начало замедляться. Когда почувствовала, что уже контролирую ситуацию, расслабилась. Таким образом, штопорный синдром был убит. Потом, после тщательного расследования и анализа фотоснимков, обнаружилась мерзопакостная причина. Всё дело было в корпусе, плечах. То есть был лёгкий изгиб (перекос) туловища. А все говорили – руки-ноги… Главное – хвост!

 

Рецепты правильного падения

За свою прыжковую практику выслушала много разнообразных советов. Самые ходовые: хорошо потренироваться с прогибом на земле, поспать на подушках в правильном положении, попробовать подержаться на табуретке прессом (или пузом, что там у тебя), и, наконец, просто расслабиться. Есть более простой способ для тех, у кого развито воображение, – представить себя птичкой. Но у всех методов есть общее условие: ты должен понять принцип, почувствовать правильное положение тела на потоке. Это как научиться держаться на воде. Почувствовав суть правильного падения, падать неправильно будет уже весьма сложно. И вот тут нельзя не вспомнить такую интересную особенность: чем больше стараешься – тем хуже получается. Я не призываю забивать на всё и вываливаться, как попало. Просто не надо прилагать сверхчеловеческих усилий. В моём случае дошло, когда объяснили так: «Почувствуй свои руки и ноги ватными, невесомыми, они должны быть расслаблены, а не напряжены». Это был самый доходчивый совет, после которого – аллилуйя! – наконец-то чудо свершилось. Потом мне понравилось упражнение «неправильное отделение» с последующей трансформацией в правильное падение. Вот весело было, и фантазии есть, где разгуляться.

 

Новые парашюты – новые возможности

С Т-4 прыгают не на всех дропзонах. Для меня непонятно, почему игнорируют этот купол. Мне нравилось, как открывается Т-4: мягко, быстро, почти незаметно. Поднимаешь голову – купол уже раскрыт. О нём, почему-то, говорят «женский парашют», может, и правильно… Вертикальная скорость, конечно, приличная (6 м/с), да и раскачивает, бывает, перед приземлением. Эх, его бы раскрытию прибавить возможность безопасного приземления, горизонтальную скорость и манёвренность – цены бы аппарату не было. В общем, отпрыгала с ним достаточно комфортно, без чрезвычайных ситуаций.

Чего не могу сказать об УТ-15. Когда-то (лет 20 назад) это был «the best of the best». По многим характеристикам он и сейчас фору даёт «крыльям». Резкий, манёвренный, подвижный, да и с виду симпатичный парашютик. Люди непосвящённые, увидев его в небе, тыкают пальцами, приговаривая: «Ой, у кого-то парашют порвался, весь в дырках».

В общем, УТэху любят, уважают. Вот только у меня с ней отношения не сложились. Изначально ярко выразилась несовместимость. Когда открылась, сразу – шок. Это называют «резковатым открытием»?! А почему так больно? Я не из нытиков – синяки стерплю, но момент открытия меня, однозначно, пугал. Давали советы: опускай задние лямки ниже, хватайся за передние концы… В общем, у всех были свои методы «разговора с куполом». При приземлении в среднем режиме против ветра неприятно кидало на спину. Изрядно помучившись, решила вернуться обратно, к Т-4, научиться правильно падать – и пересесть на крыло.

Вот, наконец, настал тот долгожданный час. Я прыгаю с ПО-16 (парашют-крыло)! Больше скорости, манёвренности, комфорта при приземлении. Хотя был момент «притирки»: рано сделала подушку (погасила скорость купола) перед приземлением. Хорошо, что метра два до земли было. Плюхнулась на спину прилично, но обошлось лёгким испугом. Лежу на земле, пытаюсь головой пошевелить. Нормально, шевелится. В очередной раз убеждаешься: полезная штука – шлем!

В эпилоге хочу добавить, что живописное описание острых моментов моего опыта вовсе не значит, что я жалею о пережитом. Всё это – яркие краски одной палитры. Без мелких проблем, трудностей и процесса их преодоления было бы не так интересно. А как бы тогда «закалялась сталь»? До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю спортсменов и инструкторов Черкасского парашютного звена ОСОУ. Там я родилась как парашютист и покинула «родное гнездо», чтобы расти дальше и покорять новые горизонты.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 1 657
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/