Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

КОНЕЦ ВЕКА - НАЧАЛО ГОНОК


Авторалли стало одним из последних подарков XIX века и расцвело в двадцатом, усердно толкая вперёд автомобилестроение. Сейчас авторалли – возможность показать новый «форд» или «ситроен»

От других видов автоспорта ралли, в первую очередь, отличается тем, что специальной трассы для гонок нет. Да и о какой трассе может идти речь, если стартом и финишем оказываются Пекин и Париж? Или Париж и Нью-Йорк, причём проехать надо всю Сибирь и Японию? Хотя, честно говоря, эти два соревнования, проведённые в начале двадцатого века, по-прежнему уникальны по длине дистанции (обычно всё-таки гонки умещаются внутри одного государства), но зато показательны.
Слово «ралли» появилось чуть позже, чем сами автомобильные соревнования, – в 1911 году. Тогда так назвали гонки в Монте-Карло. Означало оно всего-навсего «собрание» или «объединение». Съезд автолюбителей, так сказать.
 
Спорт для промышленников
Уже в конце XIX века автогонки стали состязанием автомобильных компаний – возможностью представить свои модели и доказать их выживаемость. На соревновании 1894 года Париж–Руан первое место разделили Пежо и Панхард-Левассор, по сей день в добром здравии выступающие на мировом рынке, а на знаменитый тысячемильный пробег 1900 года было подано больше заявок от автомобильных компаний, чем от водителей. Наконец, в 1973 году Международная автомобильная Федерация организовала всемирные соревнования для производителей автомобилей. Победил тогда Альпин-Рено. И только через шесть лет появились всемирные соревнования для гонщиков, где первое место занял швед Бьорн Вальдегард.
До Второй мировой войны соревновались, главным образом, на обычных, негоночных машинах – это обеспечивало относительное равенство возможностей. Только для ралли 1936 года в Монте-Карло был специально построен причудливый Форд V8. Да и после войны поначалу в ходу были автомобили с закрытым кузовом или спортивные машины – никаких специальных моделей, разве что слегка усовершенствованная система управления и торможения. Благодаря этому ралли долго оставалось среди доступных видов спорта – участвовать можно было даже на своём семейном автомобиле, так что в списках гонщиков счёт шёл на сотни. Но, видя растущий интерес публики, автомобильные компании не преминули начать выпуск специализированных гоночных машин. Именно так в 1962 году появился полюбившийся всем Мини Купер, а в 1963 – Мини Купер S. Вслед за этим Форд в Британии и Лотус усовершенствовали семейную модель Кортина, а в 1968 г. создали знаменитый Эскорт Твин-Кэм – одну из самых удачных гоночных машин той эпохи.
Но далеко не все компании собирались менять модели, на которые опиралось всё производство. Так, только денежное обеспечение от Рено заставило небольшую компанию Альпин разработать модель, которая стала победоносной гоночной машиной А110. Но только в 1974 году появилась машина, специально созданная для ралли, – Лансиа Стратос.

Первые авторалли
Попробуем почувствовать, чем были первые авторалли для жителей старой доброй довоенной Европы. Представить себе, как выглядели автомобили на соревнованиях, несложно: всё более популярные сейчас условно ностальгические гонки на ретро-автомобилях дают такую возможность. Особенно если не обращать внимание на то, что для нас такие машины – экспонаты политехнических музеев, а для болельщиков начала XX века они были явным свидетельством неукротимого прогресса и обещали торжество человеческого разума.
Уже на первых пробегах оформились основные черты, присущие последующим ралли: машины стартовали по отдельности и чаще ехали на время, чем на опережение; на въезде в город и выезде из него фиксировалось потраченное время; составлялись описания маршрутов. Да и опасности были те же: движение на дорогах, риск сбить пешехода или домашнее животное. К тому же дороги были пыльными, а люди выходили посмотреть на гонку, и несчастных случаев было никак не меньше, чем сейчас, когда машины несутся на бешеной скорости. Дошло до того, что после гибели восьми человек во время прогона Париж–Мадрид в 1903 году французское правительство прекратило гонку, запретило этот вид спорта и ввело замкнутые трассы. Так появились автогонки, но авторалли не исчезло. Идею подхватили в других европейских странах.
В Италии авторалли начало осваивать горы: в 1898 году в Восточных Альпах был устроен трёхдневный пробег, причём маршрут включал печально известную высокогорную дорогу Пассо делло Стельвио. Весной 1900 Автомобильный клуб Великобритании (предшественник Королевского автомобильного клуба) объявил тысячемильный пробег, соединивший пятнадцать городов Королевства, чтобы привлечь внимание к новому виду транспорта. Семьдесят автомобилей должны были проехать тринадцать участков длиной от 43 до 123 миль на средней скорости 12 миль/час и преодолеть шесть подъёмов. В дни отдыха и в перерывах на обед машины выставлялись на всеобщее обозрение в залах.
В 1911 году владельцы знаменитого казино устроили первое ралли в Монте-Карло в надежде привлечь состоятельных автомобилистов. Гонка не была сложной – куда тяжелей было добраться до Монако зимой. Второе ралли провели уже в 1912 году.
Что же за гонщики были в начале XX века? Если верить описаниям, они брали тем же, чем и современные: тщательной подготовкой, техникой, находчивостью, выдержкой и бескомпромиссностью. А маленькую скорость компенсировали тысячекилометровые расстояния.
 
Авторалли переживает войны
После Первой мировой наступило затишье. Только в 1924 году возродилось ралли в Монте-Карло, но зато с тех пор не проходило года, чтобы оно не собрало гонщиков и болельщиков со всего мира. В 30-х годах это было первое ралли в Европе.
В двадцатые годы внимание гонщиков сосредоточилось на Альпах. И тут уж Австрия, Италия, Франция, Швейцария и Германия не отставали друг от друга. С 1928 по 1936 год борьба за кубок Международного альпийского пробега регулярно становилась событием года, приковывая внимание и автолюбителей, и политиков. Именно здесь самоутверждалась молодая гитлеровская Германия, выставляя модели Адлер, Вандерер и Трумпф, с которыми и вправду было трудно тягаться.
Два совершенно противоположных по характеру ралли были проведены в самом начале тридцатых годов: британское ралли Королевского автомобильного клуба и организованный Бельгией пробег Льеж–Рим–Льеж. Если англичане состязались, разъезжая по удобным дорогам между городами или на морских курортах и проходя несколько испытаний в манёвренности и умении управлять машиной, то бельгийцы устроили гонку по самым опасным горным трассам Европы.
Правительство Бенито Муссолини изо всех сил развивало спорт в своей стране. Для авторалли были созданы все условия, и до 1938 года Италия упоённо соревновалась.
В августе 1939 года, перед самым началом войны, прошли гонки в Льеже, ставшие символом сопротивления надвигающейся угрозе. Немецкие спортсмены должны были во что бы то ни стало добыть победу для Рейха, но им в очередной раз не удалось это сделать: первое место взяли тогда бельгиец Г. Трасенстер и француз Ж. Треву.
После Второй мировой авторалли не сразу вошло в довоенный ритм, но 50-е годы стали для этого спорта настоящим расцветом. Ралли в Монте-Карло, французские и австрийские альпийские соревнования и гонки Льежа объединились благодаря новым пробегам, быстро ставшим классическими: Лиссабонскому ралли (Португалия, 1947 год), Ралли тюльпанов (Нидерланды, 1949 год), Ралли «к полночному солнцу» (Швеция, 1951 год – сейчас Ралли Швеции), Ралли тысячи озёр (Финляндия, 1951 год – сейчас Ралли Финляндии) и Ралли Акрополя (Греция, 1956 год). Международная автомобильная Федерация основала Европейский Чемпионат по авторалли, состоящий из десяти или двенадцати мероприятий.
 
Новый уровень
Сначала соревнования проводились вполне благородно, но очень скоро устроители Французского альпийского и Льежского ралли сильно ужесточили временные рамки. Льеж выставил такие условия, что прийти без штрафных очков было просто невозможно. Когда Джонни Клаэсу на Ягуаре ХК 120 всё-таки удалось это сделать, временные рамки тут же были снова сокращены, чтобы подобное больше не повторилось. Таким образом, эти две гонки стали считаться самыми жёсткими. При этом ралли в Монте-Карло проходило с прежним блеском, привлекая толпы журналистов и огромное количество участников, а ралли в Акрополе пользовалось успехом из-за того, что дороги в Греции действительно ужасны и есть с чем побороться.
В 1956 году появилась и первая победительница авторалли. Ей стала бельгийка Жильберта Тирион (Рено Дофин).
Особенно популярным в 50-х годах авторалли стало в Швеции и Финляндии. Именно здесь придумали новый способ проведения соревнований: маршрут разделили на более короткие участки (небольшие или даже частные дороги, как правило, посыпанные гравием), удалённые от населённых мест и дорожного движения. На каждом участке фиксировался временной результат. В конце концов такое нововведение решило проблему, которая казалась заложенной в самой природе авторалли: теперь гонщики не создавали неудобных и опасных ситуаций на общих дорогах. Идею подхватили в других странах, правда, не слишком проворно, особенно в случае с основными соревнованиями.
Льеж долго стоял на своём и держал беспощадные временные рамки. Это было самое напряжённое ралли Европы до 1964 года (к этому времени его решили перенести на просторы Югославии и Болгарии в поисках дорог без серьёзного движения). В конце концов Льеж сдался и утратил своё влияние.
Британское ралли Королевского автомобильного клуба получило статус международного только в 1951 году. Британия решила придерживаться шведского способа организации соревнований – разделения дороги на маленькие участки. Это означало, что победитель должен в первую очередь уметь маневрировать, читать карту и ориентироваться на дороге ночью. Не сказать, чтобы такие условия привлекли зарубежных гонщиков. Но в 1961 году Джеку Кимсли удалось убедить Комиссию по лесному хозяйству предоставить километры хороших, покрытых гравием извилистых дорог для проведения соревнований, и ралли в мгновение ока стало одним из самых популярных и сложных из подобных ежегодных мероприятий. Сейчас оно называется Уэльским ралли.
Шведская схема проведения соревнований оказалась счастливой идеей. Гонщики получили возможность развивать высокую скорость, и скоро по всей Европе стали появляться мелкие соревнования.
 
Не только Европа
В странах, где не было недостатка в трудных дорогах и ландшафтах, появлялись другие соревнования. В Южной Америке вошли в моду длинные переезды между городами, благо территория позволяет. Первая такая гонка прошла в 1940 – надо было ехать из Буэнос-Айреса в Лиму и обратно. А через несколько лет маршрут удлинился: Буэнос-Айрес – Каракас. Но вскоре такие масштабные гонки оказались не по карману, и сейчас в Южной Америке ограничиваются сравнительно маленькими пробегами.
В 1950 силами французов было организовано ралли через всю Африку – 16 000 км, от Средиземного моря до Южной Африки. Оно временами повторялось вплоть до политических изменений 1961 года.
В Канаде прошло самое длинное ралли 60-х годов – ралли Шелл 4 000. Кстати говоря, единственное разрешённое Международной автомобильной Федерацией в Северной Америке.
 
В настоящее время
С тех пор мало что поменялось. Возросла стоимость организации и участия, и это вылилось в сокращение масштабов мероприятий. Пришлось отменить ночную езду. Многие традиционные международные состязания ушли, уступив место новым, то и дело появляющимся по всему миру. И главное – сейчас почти невозможно представить себе, чтобы какой-нибудь водитель поучаствовал в авторалли из чистой любви к гонке. Это окончательно стало привилегией профессионалов.
В ралли есть элемент путешествия, и в этом его непредсказуемость и прелесть. Ралли проходят на любых дорогах и в любых условиях. Асфальт, гравий, снег, лёд – ничто не должно смутить опытного гонщика и штурмана. Достаточно представить себе, к примеру, ралли Акрополя. Маршрут проходит по горным дорогам вокруг Афин – пыльным, скалистым и крутым. Если учесть, что, например, в июне 2006 года соревнование выпало на период немилосердной жары в Греции, невольно удивишься, что же тянет людей на авторалли? Ещё страннее покажется это занятие не в рамках состязаний. Ведь гонщики регулярно ездят на «прогулки» по горным карьерам и слякотным дорогам. Но, побывав на ралли хотя бы однажды, понимаешь, что никакие неудобства не способны затмить это упоение скоростью, чувство единения экипажа с автомобилем и резкое обострение ощущения жизни.

Ольга Торопова

Разместил: darina_dnk Просмотров: 1 939
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/