Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

ШЕСТЬ СОТОК


Кросс-кантри – однодневный поход-марафон с использованием только собственных сил и сил природы. Никаких двигателей, шума, бензина. Чистота, тишина, красивейшие пейзажи – настоящие, вечные ценности. Только ты и небо/горы/лес/снежные просторы.

Параплан

Самое впечатляющее приключение из всех. Самое опасное. Самый большой расход психической энергии и самый малый – физической. 5 часов сидячей работы в удобном кресле. Правда, это кресло то возносит тебя на высоту выше 5 тыс. метров, то стремительно опускает к самой земле. Иногда ты просто падаешь, пролетая мимо сложившегося в тряпку крыла, глядя на летящие на тебя скалы. Иногда белые космы облаков скрывают от тебя землю. А иногда ты задеваешь подвеской верхушки деревьев на склонах гор. И впитываешь, впитываешь, впитываешь эти невероятные, фантастические впечатления. Ледники и водопады, ущелья со скальными стенами, леса и озёра, поля, дороги, города. Всё проплывает под крылом. Ты смотришь на них, но сосредоточен на главном.

О, Поток! Как найти тебя? Как не потерять тебя? Когда покинуть тебя? Вот вопросы, волнующие больше всего парапланериста на маршруте.

Высота. Глиссада. Скорость. Время. Ветер. Развитие и переразвитие погоды. Всё это тоже очень важно. Вот облака подозрительно потемнели, а ветер усилился. Будет ли гроза? Пора приземляться или можно ещё лететь? От ответа на эти вопросы может зависеть жизнь.

Много и других опасностей подстерегает на маршруте. Например, самая банальная – ты увлёкся, залетел далеко от дорог, в леса и горы, и потерял поток. Вынужденная посадка на лес. Болтаешься на стропах в 30 м от земли. Связи нет. Никто не знает, где ты. Наступает ночь… Или, к примеру, – ты увлёкся, облизывая рельеф, и залетел в ротор. И тут тебя к-а-а-ак… Ну, не буду, не буду…

У нас с тобой всё идёт прекрасно. Погода отличная. Нас почти не складывает. Потоки мы не теряем и всё время находим новые. Они, потоки, у нас прямо по маршруту расставлены. На нужном расстоянии. И вообще мы один раз высоту набрали, а дальше «дельфином» летим по облачному шоссе. А к грешной земле только сами иногда опускаемся пофоткать да получше рассмотреть, что за чудаки там обитают. Вот масенькие такие букашки вверх по склону медленно ползут и все с рюкзаками. Туристики! Пыхтят, бедняжки, надрываются. Тяжело, наверное, пёхом в гору топать? А у меня вариометр опять запищал: подъём пошёл. Перевалился в подвеске, в правую спираль встал – и через несколько минут я уже снова там, под облаками. Все вершины ниже меня. Так сказать, восхождение в кресле. Легко!

Вот и конечная глиссада. Приземление. Есть сотня! Звонок. Подбор. Машина. Едем обратно вдоль гор. Боже, неужели я всё это пролетел!

 

Бегом

Хотите испытать себя? Вперёд! 100 км за 24 часа с ориентированием по пересечённой местности.

Лето. Тёплые ночи. Сосны вонзаются, типа, в небо. Палатки. Дымок от костра вьётся над тёплой, парной гладью тихого лесного озера. Дразнящий запах шашлыка. Гитарный перезвон. Силуэт обнаженной купальщицы…

Все люди отдыхают, как люди, один я, придурок, бегу, высунув язык на последнем издыхании. 70 км позади, ещё 30 осталось. Нет, не один, четверо нас таких придурков – уже команда. Один упадёт, остальные подхватят, волокут до пункта отдыха. Там чуток отлежится, оклемается – и дальше погнали. Опыт показал, что физически здоровый, но специально не тренированный человек может преодолеть дистанцию 50 км. Трудно, но можно. До промежуточного финиша на отметке 75 км доходила уже только половина команд. А до вожделенной отметки 100 в контрольное время 24 часа – только одна четверть. Критическая цифра 75. На ней ломается большинство. Позади день и бессонная ночь, полные чудовищной молотьбы. На промежуточном пункте расслабуха – обязательный часовой отдых, питьё, питание, медконтроль.

– Ну что, идёте дальше или сходите с дистанции? – спрашивает судья.

Они отводят глаза. Слабых тут нет. Сейчас мы увидим, как ломаются сильные. Первыми кончились силы, потом амбиции, потом воля. Потом они шли на автомате, по инерции. Чтобы хотя бы дойти до промежуточного пункта. Другие сошли ещё раньше. Упали под ёлку, легли отдыхать, а потом поплелись к ближайшей станции. Соблазнительный пример…

– Так вы идёте?

Вот он, момент истины. Скажи: «Нет». И этот кошмар закончится. Зачем куда-то идти? ЗАЧЕМ?

Ещё недавно ты хотел этого больше всего на свете. Испытать себя. Сделать 100. Или думал, что хотел. А оказалось, что есть предел. Предел, после которого теряется смысл. Предел – он есть для каждого. Это неплохо – знать свой предел.

Они качают головой. Они сходят с дистанции.

Ййесс! А мы идём дальше!

 

Велосипед

100 на велике? Легко. Любой проедет. Вопрос – где и как ехать. Город исключаем сразу. Но за город ещё добраться надо. Как ни крути, а всё равно большая часть дистанции – по дорогам в потоке машин. И только меньшая часть – по вожделенным лесным дорожкам. Либо надо разбирать-собирать-упаковывать неудобоносимый груз. Завидую странам с развитой сетью велосипедных дорог. У нас же возможности велосипедиста для общения с природой весьма ограничены. Шумная, вонючая, вредная и опасная обочина шоссе – вот наш удел.

Твоё счастье, если ты живёшь за городом. Городского же жителя, пожелавшего пройти маршрут на велосипеде, но принципиально не желающего ездить по автомобильным дорогам и дышать бензином, ждут проблемы. Да и вдали от города не так легко найти возможность пройти линейный экологически чистый маршрут.

И всё-таки кросс-кантри на велосипедах – наверное, самый популярный из всех видов кросс-кантри. Соревнования регулярно проходят в Крыму и Закарпатье.

Если ты решишь в них поучаствовать, заранее побеспокойся о воде. Нехватка жидкости (а её в виде пота выделяется при езде достаточно) может привести не только к чувству жажды, но и к тому, что в суставах не останется достаточно синовиальной смазки. А это грозит болью в коленях, а иногда даже артритом. 100 километров усиленного кручения – это не шутки. При кросс-кантри на велосипеде желательно пить воду каждые полчаса. Можно делать это прямо на ходу: выручают всевозможные велопоилки.

 

Сноукайт

Зима. Лёд. Ветер. Что ещё надо? Да чтобы лёд был ровный и ветер не стихал. Всё остальное зависит от нас. Выбор кайта и лыж, одежды и снаряжения. Планирование маршрута. Для Большого маршрута нужны Большие озёра, которых в Украине, к сожалению, немного. Лучше всего для зимнего кайт-кросс-кантри подходят озёра России (Ладога, Онега, Имандра, Балхаш). А вот Байкал – не очень. И ветер, и лёд не те. Кайт в меньшей степени зависит от погоды, чем параплан, но всё же зависит довольно сильно. Потоки не нужны, нужен «только» ветер. Но достоверность ветрового прогноза очень важна. Искусство кайтера уступает искусству парапланериста, но всё же требует достаточно высокой квалификации и хорошей физической подготовки. Умения ходить в широком ветровом диапазоне от почти штиля до штормового (от 1 до 15 м/с) любыми курсами. Особенно трудно ходить по ветру в слабый ветер. Яхтсмены говорят, что все гонки выигрываются по штилям.

Очень важно умение не терять время на «вошканье» – вспомогательные операции: перестёжку кайта, распутывание строп и т.д. Вошканье съедает время на маршруте, которое не компенсировать никакой гонкой. Выгоднее постоянно ехать с небольшой скоростью, чем временами гнать, а временами стоять.

Повороты в кайтинге, по сравнению с горными лыжами, редки. Подолгу приходится идти одним галсом, кантуясь и упираясь изо всех сил. Статическая нагрузка на ноги очень велика. Требуется не только выносливость, но и сила. Тренируй ноги. Руки тебе тоже, впрочем, понадобятся, особенно в слабый ветер, «крылышком махать». Зима, холод, ветер, а попотеть придётся, так что и одежда должна быть соответствующая. Показаны гортекс, виндблок и прочие ветрозащищающие и потовыводящие мембраны. Вес рюкзака минимизируй. Но помни: там должно быть всё, чтобы обеспечить твоё выживание при зависании в любой точке маршрута. Ориентирование и связь также очень важны.

Моё излюбленное место – северная Ладога. Шхеры. Скалы. Острова. Красотища! От Приозёрска через Валаам до Питкяранты как раз 100 км будет. Прекрасный маршрут! Но помни об опасностях. Ладога коварна и не всегда замерзает полностью. В центре озера почти всегда полынья. Возможны подвижки и отрывы льда.

Онега понадёжнее. И центр озера замерзает. Мы там и 200 км маршрут проходили – от Медвежьегорска до Петрозаводска. Есть где разгуляться. А на заполярной Имандре и в апреле, и в мае ещё кататься можно.

По сравнению с парапланеризмом, кайтинг технически и тактически проще, переменных факторов здесь меньше. Работа на плоскости, а не в трёхмерном пространстве. Опасностей меньше. Травм меньше. Летальный исход известен мне только один. Основная опасность – ненадёжный лёд.

Требуемая физическая подготовка – от средней до высокой.

 

Лыжи

Те же 100 за 24, только зимой на беговых лыжах. Лыжи лучше беговые, а не широкие туристские, даже с учётом тропёжки по целине. Часть дистанции (меньшую) можно пройти по лыжням, часть – по целине, часть – по лесным и просёлочным дорогам классикой или коньковым ходом, а часть – сняв лыжи, бегом по шоссе.

Ситуация осложняется ночным холодом, коротким световым днём, большим весом рюкзаков (термосы, тёплая одежда). Но в целом, лыжная сотня физически легче летней беговой. Нет ударной нагрузки на ноги. Работают дополнительные группы мышц. При скольжении идёт расслабление и отдых.

Физически тяжела тропёжка по глубокому снегу. Все в команде должны быть готовы к нелёгкой доле первого номера, пробивающего снежную траншею в ударном темпе. Технически трудны скоростные участки. Необходима хорошая лыжная подготовка всех участников команды. Роль команды важнее, чем летом. Технические требования выше.

Питание, питьё, водно-солевой баланс в зимнем сверхмарафоне, как и в летнем, очень важны. На дистанции мне приходилось выписать до 5 литров жидкости. Поступление соли в организм должно быть адекватным. Первые 50 км мы делали обычное питание. Потом, в основном, питьё, соли, углеводы, витамины, стимуляторы. Всё природное (изюм, курага, мёд, лимон, орехи, соки). Никакой синтетики. Полностью компенсировать потери энергии питанием на дистанции невозможно и не нужно. Но подкидывать время от времени в кровь сахар нужно обязательно. Реакции индивидуальны. У некоторых участников батарейки садились буквально каждые несколько километров, но горсть изюма – и они шли дальше. А другие шли подолгу на одной заправке.

Тактика зимой важнее, чем летом. Выбор оптимального пути может дать существенное преимущество. И наоборот. Сойти с дистанции зимой сложнее. Надо обязательно дойти до тёплого промежуточного пункта. Особенно ночью. Кто ляжет – замёрзнет.

 

Горные лыжи

Елозить весь день один склон неинтересно. Другое дело, когда много склонов связано подъёмниками в одну систему. Количество переходит в качество. Открывается возможность однодневного путешествия на горных лыжах всё время по разным склонам и трассам. То есть настоящее кросс-кантри! Плюс обалденные виды. Горы ведь, а не плоскость, как в кайтинге. С вершины на вершину, из долины в долину. При достижении заветной цифры 100 становится совсем интересно. Надо попробовать и эту развлекуху.

Циллерталь в Австрии предлагает 115-километровое лыжное сафари. Проходится за 5 часов, если нет очередей на подъёмники. Рекомендуется только «опытным лыжникам». Впрочем, трассы, в основном, «красные» и «синие», только одна «чёрная». Суммарный перепад высот: 7 300 плюс и столько же минус. Я прошёл эту дистанцию подозрительно легко. Испытал одновременно 2 чувства: кайф и разочарование. Разочарование оттого, что кайф слишком быстро кончился. Я бы ещё ехал бы и ехал дальше, дальше, дальше… Нагрузиться даже толком не удалось, какая ж это сотка? 3 минуты вниз соскользнул, 7 минут в кресле едешь, отдыхаешь. Половина дистанции на подъёмниках, чистой каталки всего 50–60 км. Но какой же это кайф – наслаждаться скоростью и видами Альп, подставлять лицо лучам горного солнца. Гнать по Большой трассе с максимальной скоростью или скользить расслабленно, имея возможность в любой момент подрулить к ресторанчику на глинтвейн. Сочетание активности и комфорта. Согласись, что-то в этом есть.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 1 810
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/