Чтение RSS В избранное site map

» » МАРОККО. ВВЕДЕНИЕ В АФРИКУ
  • 0

МАРОККО. ВВЕДЕНИЕ В АФРИКУ

Самолёт приземляется в Касабланке, и мы, напрягая семь пар глаз, старательно ищем явные признаки того, что мы «в Африке». Удушливой жары нет, негров (простите, э… афроафриканцев) тоже нет… Пальмы, правда, на горизонте имеются, но какие-то они чахлые, у нас такие и в Сочи растут.

Сегодня последний день уходящего 2007-го и, соответственно, то, о чём мы последние два месяца с придыханием рассказывали друзьям: «Представляете: Новый год в Африке под пальмой!». Друзья завидовали. И вот оно наступило. Так как среди нас были люди из далёкого Красноярска, который от Киева ещё дальше, чем Африка, начали праздновать ещё в 4 часа дня – у них Новый год наступил именно тогда. Потом – по Москве, по Киеву, по местному времени… Гуляем по ночному городу, пьём вино, едим мандарины. Медина – исторический центр, океан, огромная мечеть Хасана Второго на берегу… Праздник в душе так и не наступил – сказывается напряжённое ожидание завтрашнего дня. Завтра решается главная авантюра нашей поездки, от которой зависит её успех или неудача – нужно взять в прокате машину. Нас семь человек, поэтому нам нужен микроавтобус или минивэн.

Так как на территории Марокко в своё время была французская колония, а местные жители – берберы, на которых постоянно нападали арабы, то самые распространённые языки: берберский, арабский и французский. В нашем арсенале – испанский и слегка английский. Несмотря на языковые несоответствия, быстро выясняем, что микроавтобус можно получить исключительно с местным водителем, а нам это не подходит. Поэтому приходится соглашаться на KIA Carnival с тремя рядами сидений. Отдаём две тысячи евро залога, подписываем какие-то непонятные бумаги на французском языке – и машина наша! Быстренько загружаем её под завязку и без остановки, минуя другие известные города страны – столицу Рабат и Фес, двигаемся к нашей первой цели – пещере Гюффре-Фриоуато (Gouffre-Friouato), которая находится недалеко от города Таза.

Пещера полуэкскурсионная, есhttp://prox.com.uaвенный вход – колодец в 130 метров – оборудован серпантинной дорожкой со ступеньками (тот ещё труд был такое сделать!), последующая часть – горизонтальная, с большими объёмами залов. Для нас пещера интересна ещё и тем, что когда-то давно в ней работал сам великий Норбер Кастере. Именно из его книг таких, как «Моя жизнь под землёй», «30 лет под землёй» и др., практически единственных зарубежных в советское время, пионеры узнавали о том, что есть такое занятие, как спелеология. И вот – поздно ночью мы у пещеры. Ставим палатки прямо на бетонной площадке возле двери искусственного входа. Холодно, высота 1 500 м. Хитрые красноярцы достают пуховые жилеты. Ночью мёрзнем и завидуем Серёге, который ночует в машине. С утра узнаём всё про условия посещения, и за небольшую плату местные пареньки-гиды, слегка офигев от вида нас в цветных комбинезонах, касках и с навороченными фонарями, ведут показывать «свою» пещеру.

Экскурсанты из нас ещё те – мы долго фоткаем, пытаемся залезть, куда не надо, кричим-шумим-смеёмся и даже не боимся темноты. Видя таких «крутых перцев», национальная гордость наших гидов заводит нас дальше экскурсионного маршрута. Они смело, по пояс в воде, гребут через полусифоны. Мы, подтверждая свою крутость, сначала пытаемся ловко облазить их поверху, не намочив ног. Так мы доходим до конечного сифона, где ход полностью перекрыт водой, и надо нырять. Местные заходят по грудь в воду для наших эффектных фоток. На обратном пути, по уши извозившись в глине дальних районов, уже лень карабкаться, и мы тоже идём по воде. И – как это приятно и непривычно для наших холодных пещер! – как только вода стекает по одежде вниз и ты выливаешь воду из сапог, тебе снова тепло! В пещере везде валяется мусор – бумажки от шоколадок, батарейки, полиэтилен, застрявшие в вязкой глине кеды (как же их хозяин выходил наверх-то!) и пр. Для нас это дико, и мы начинаем собирать весь этот хлам в карманы и мешки из-под фото. Наши проводники быстро соображают, чем же это таким странным занимаются иностранцы, и начинают помогать. На поверхность, пугая других посетителей, выносим порядочную кучу мусора. По замыслу Серёжи Ляховца, главного организатора и штурмана нашего маршрута, планов у нас громадьё и, чтобы всё успеть, надо не тормозить. Поэтому мы снова грузим машину – и в путь.

Следующий день, 3-е января, был знаменателен тем, что нам наконец-то удалось обменять наши еврики на национальную валюту – дирхамы. До этого мы жили на сто евро, поменянных в аэропорту. Больше мы там менять не хотели, думая, что курс невыгоден. Впоследствии оказалось, что курс везде одинаков, 1-е января – выходной день, что в другие дни банки работают до 15.45, а за бензин можно и в евро расплатиться (по выгодному для заправщика курсу). Поэтому почти четыре дня мы жили, как дураки: когда деньги вроде есть, а купить ничего не можешь. И тут свершилось! Наменяли денег и в общак, и личных и пошли в разгул. Накупили овощей и фруктов, впервые отведали мяса гриль, которое везде едят местные.

Санитарные нормы здешних мест – это что-то! Всё везде и всегда подаётся руками. Отправляя что-то в рот, ты можешь быть уверен, что это подержал уже не один бербер. Из обещаний, данных перед отъездом волнующимся родственникам «всегда мыть руки, есть всё мытое и пить бутылированную воду», удалось сдержать только последнее. Уровень брезгливости всё время заметно снижался – есть-то охота, а на взятой из дому «мивине» долго не протянешь. Ближе к середине поездки мы уже вовсю пили вкуснейшие фреши, которыми поначалу пренебрегали. И, как ни странно, ни одного расстройства желудка! Хотя мы готовились и взяли пачки активированного угля и левомецитина, а также туалетной бумаги.

Вторым пунктом назначения была пещера с поэтическим названием Кеф Азиза (Kef Aziza) на берегу одной из рек-уэдов – реки Гир, в горах Высокого Атласа. Про неё было известно, что её длина порядка 3,5 км и она обводнена. Мы стали лагерем у реки недалеко от входа, и рано утром первая группа, захватив гидры, отправилась на разведку. Не хотелось оставлять машину без присмотра, поэтому мы разделились на две группы: «спелеологов-разведчиков» и «фотографов». Выйдя через четыре часа, мокрые насквозь «разведчики» сообщили, что гидр не надо, воды нет, комбезов не надо – и так жарко, что в футболке весь мокрый. И эта вторая пещера мне лично понравилась больше всего: тепло, сухо, большие красивые объёмы залов с белыми стенами и вымытыми водой куполами. И хоть три фотографа в одной группе слегка мешали друг другу, через какое-то время мы, довольные, вышли на поверхность, где нас ожидал сюрприз. Яркое солнце за пару часов успело смениться затянутым небом, голубая вода реки стала серо-коричневой, и уровень воды поднялся больше, чем на полметра. Всё бы ничего, но лагерь находился по ту сторону… Мне не хотелось мочить сапоги и штаны, поэтому я разделась снизу до трусов и смело шагнула в реку. Босыми ногами по камням – то ещё удовольствие, вода как раз до моей одежды, на шее фотоаппарат. Течение – будь здоров, вода холодная, в голове навязчивая мысль: «Дура ленивая, в мешке за спиной непромокаемый кофр, ща как навернёшься – и прощай любимый Nikon». Но – обошлось. Остальные были умнее и пошли в сапогах. И вот мы снова в машине. Дальше наш путь лежал на юг, к посёлку Мерзуга, находящемуся на границе с пустыней Сахарой.

Итак, 7.45 утра, солнце только взошло и хорошее время для фотографирования. Мы в сланцах, обмораживая ноги (в кроссовки можно набрать много мелкого сахарского песка), идём покорять дюны. Красиво до ужаса! Вокруг нереальные, как в кино, картинки, и – о чудо! – мы среди них. Правда, дюны высокие, в песке вязнут и сильно мёрзнут ноги (блин, как круто обморозить ноги в Сахаре!). И вообще как-то нежарко. Но мы таки забираемся на вершину ближайшей дюны и с восхищением осматриваем открывшиеся горизонты – где-то там уже начинается Алжир. Очередная ночёвка в уже привычной для нас ночлежке-гостиничке для местных. Изначально планировалось, что ночевать мы будем, в основном, в палатках, а в гостинице только пару раз – помыться и аккумуляторы подзарядить. Но нами быстро были обнаружены эти непритязательные заведения, где за 20–40 грн с человека за ночь (в тех, что по 40, даже была горячая вода в душе) можно было с гораздо большим комфортом, чем в палатке, провести ночь. Такие гостиницы находились в каждом небольшом городишке и, что приятно, обычно рядом с центром. Про то, чтобы ложиться на имеющееся в наличии постельное бельё, речь даже не шла – все спали в своих спальниках. Наше экономное руководство не возражало – ночуя в гостиницах, мы могли дольше ехать вечером и раньше выезжать утром, и тем самым хоть как-то компенсировать кушательно-туалетно-фотографические остановки в пути. А вставали мы каждый день в 6 утра и в 7, с рассветом, начинали движение.

Дальше наш путь лежал к знаменитому ущелью Тодра Горге (Todra Gorge), где отвесные трёхсотметровые стены разделены речушкой и промежутком в 30–50 м. На стенах ущелья проложено много скалолазных маршрутов, и местное население дружелюбно относится к «странным» европейцам, которым зачем-то надо карабкаться наверх. Внизу останавливаются автобусы с туристами и идёт торговля сувенирами. Торговаться можно и нужно, но тогда мы ещё плохо в этом ориентировались и снижали цену только в два раза. Объезжая с юго-востока Антиатлас, мы проехали около 600 км в сторону городка Сиди-Инфи на побережье океана. Пункт назначения вызвал у нас нездоровый ажиотаж и приступ творческого веселья: Сиди-Рули, Сиди-Терпи (про езду в машине), Сиди-не-Трынди (ответ руководства коллективу) и другие непечатные варианты. Но оно того стоило! Огромные арки на берегу океана в лучах заходящего солнца превзошли наши ожидания. Так красиво и так хочется навсегда запомнить, и какое-то умиротворение перед лицом великой природы, а с другой стороны – фотографический зуд и жажда бурной деятельности. Но…всё было недолго – солнце утонуло в океане, и сказка закончилась.

продолжалось, и нас ждала самая длинная пещера Африки – Вин-Тимдоуин (Win-Timdouine), протяжённостью 19 км. Пещера-источник, из неё вытекает ручей в рукотворный бассейн возле входа, а потом течёт дальше, в расположенную в долине деревушку. На входе – решётка «от дураков», а за ней почти сразу надо плыть. Наконец-то пригодились наши гидрокостюмы! Вода глубокая и тёмная, но течение небольшое. Кое-где натянут ходовой конец. По пути встречаются большие колонии летучих мышей, которые пищат, летают, возятся и вообще живут своей жизнью, не обращая на нас никакого внимания. Плывёшь почти всё время, постепенно начинают «затекать» гидрокостюмы. Не так жарко, как в предыдущей пещере, всё-таки вода, но вода гораздо теплее, чем, например, в пещере Красной в Крыму, градусов 16. Я снова чуть не утопила фотоаппарат, а экран выносной вспышки, как аквариум, на три четверти был заполнен водой. Я уже распрощалась с 400 баксами, но рано, – окончательно просохнув дома на батарее, вспышка заработала как ни в чём не бывало. Чуть обсохнув после пещеры, мы снова тронулись в путь. На этот раз дорога вела нас всё время вверх по крутому серпантину, на перевал Тизи-н-Тест (2 192 м), Высокий Атлас. Недалеко находится самая высокая точка Марокко – г. Тубкаль (4 165 м). Несмотря на многочисленные восторженные отзывы об этом месте, на нас перевал особого впечатления не произвёл – перевалов мы, что ли, не видели? Ну, видно далеко, и что? Прониклись, разве что водитель, сражаясь с постоянными поворотами, и штурман, наблюдавший на экране GPS наши невероятные зигзаги. А потом начался настоящий экстрим – мы въехали в Марракеш.

Правил дорожного движения здесь не существует в принципе: все едут, куда хотят и как хотят. Повороты никто не включает – зачем? Просигналил просто: мол, «я маневрирую!», – и делай, что хочешь! По улице с односторонним движением едут в три стороны, про разделительные полосы никто и не вспоминает, осевая часто используется как реверсная полоса…Человек на руле вела или мопеда ничем не смущает полицейского, а «дырчики»-мопеды – это вообще отдельная тема! Их столько! И ездят они так беспардонно и беспорядочно… А у нас машина из проката, и в голове счётчик: «Во сколько же нам обойдётся каждая царапина?». Но, фух, припарковались, и можно осваивать город.

Марракеш – один из главных туристических центров, красивый «розовый» город с древней архитектурой. Тут огромный рынок с сувенирами, где, кроме всего прочего, можно купить национальные берберские халаты с капюшоном. Основательно накупив подарочков из далёкой Африки друзьям и близким, опять движемся к океану. Эс-Сувейра славится своим портом-крепостью, рыбным базаром и красивым старым городом. Но нам он запомнился… чайками! Огромные птицы, сотнями галдящие близко-близко над тобой…Ну, конечно, не над тобой, а, скорее, над требухой с рыбного базара. Но какая разница, всё равно дух захватывает и палец уже устал нажимать на спуск фота…Такой вот нам неожиданный подарок к финалу. Обгадили нас конкретно, но, говорят, это хорошая примета – к деньгам. И вот – круг замкнулся. Мы в Касабланке. Машина сдана без проблем. Позади 3,5 тыс. км достаточно приличных марокканских дорог. Впечатлений много, ещё не всё успели осмыслить. 15 Гб фотографий. Марокко был правильный, но только первый шаг. Что дальше? Хочется в Африку. В ту, настоящую, по другую сторону пустыни, в ту, где «в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы». Теперь мы готовы. И она ждёт нас, я уверена.

Разместил: prox Просмотров: 1 818
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

282930

Популярное

Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/