Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР В ЛИЦО


Начиная рассказ об этом виде спорта, трудно не признать, что он является одним из самых зрелищных и захватывающих. Что такое мотоцикл, известно даже детям, но о том, как и когда он появился, расскажет далеко не каждый.

Мотокросс - вид мотоциклетных соревнований по пересеченной местности на специальных трассах.

Немного мировой истории…

Первый мотоцикл появился в Германии в 1885 г. Его создателем был - Готлиб Даймлер, сконструировавший «машину для верховой езды». Он представлял собой велосипед с деревянной рамой и ременной передачей. При массе в 50 кг машина была оснащена одноцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 264 куб. см. Для своего времени это был настоящий технический прорыв: двигатель развивал мощность в 0,5 л.с., что позволяло достигать невероятной скорости – 12 км/ч.

Это положило начало развитию мототехники во всем мире. Спустя два года после изобретения Даймлера свои мотоциклы появились во Франции и Англии, практически одновременно. Англичане чудо техники увидели в исполнении конструктора Э. Батлера, а французов поразил Ф.Милле. Немного позже к ним присоединился итальянец Э. Бернарди (1893г.).

Но, как известно, все новое воспринимается с большим трудом. Не обошло это правило и первые мотоциклы. Общество того времени отнеслось к ним с большим недоверием. На головы изобретателей посыпались многочисленные препятствия. Как пример типично английского консерватизма, в Лондоне до 1895 г. существовал закон, «запрещающий механическим экипажам передвижение по городу без идущего впереди человека – днем с флагом, а ночью с фонарем». При этом скорость была ограничена до 6 км/ч. Но прогресс не остановишь, и вскоре владельцам «двухколесных экипажей» милостиво позволили увеличивать скорость до 12 км/ч. Одновременно с этим начали появляться разные типы мотоциклов.

Конструкторская мысль выходит далеко за пределы обыденного, и жители городов на своих улицах видят новых все более устрашающих механических «чудовищ». Появляются мотоциклы на различных видах тяги: пар, электричество, газ. Но широкого применения эти мотоциклы не получили, в связи со своей непрактичностью и громоздкостью. Вы только представьте себе: едете вы на мотоцикле и подкидываете в топку уголек для того, чтобы не остановиться на полпути. А уголек едет за вами в маленькой тележке.

Новым же витком в развитии мототехники стала конструкция лёгкого и быстроходного (до 50 км/ч) трицикла, разработанная французской фирмой «Де Дион-Бутон». Начиная с 1887 г. было налажено серийное производство мотоциклов этой модели, быстро завоевавших популярность.

Стоит отметить, что первоначально чёткого разделения между автомобилем и мотоциклом не существовало. Поэтому до конца XIX в. проходили общие соревнования механических экипажей. Одно из первых соревнований прошло в 1894 г. в Париже. Инициатором проведения был редактор журнала «Ле Пти Журнал». Соревнования механических экипажей проходили по маршруту «Париж-Руан», общей протяженностью 126 км.

В соревнованиях участвовали экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колесах. Это и положило начало современного автомотоспорта.

Победителями в тех соревнованиях были механические повозки, средняя скорость которых достигла 20,5 км/ч. Для того времени такая скорость была рекордной, а новые достижения всегда привлекали внимание. Как результат – о новом виде спорт а стали говорить и писать в прессе. Это был подлинный успех мотоцикла: он получил заслуженное признание.

Развитие мотоспорта в России…

Дореволюционная Россия ни в чем не отставала от Европы. Появление первых механических экипажей относится к 1891 г. (г. Одесса). В Петербурге было зарегистрировано 15 бензиновых механических самокатов, или, как их тогда называли, моторов. А старт первой отечественной гонки моторов был дан 11 октября 1898 г. Протяженность ее равнялась 39 верстам (41,6 км) – от станции Александровская под Петербургом до Стрельни Варшавской железной дороги и обратно. Организаторами этого эпохального события были первые в России автомобилисты Нагель А.П., Михайлов В.М., Малявко Д.С. совместно с петербургским Обществом велосипедной езды.

Победителем первой гонки был Павел Николаевич Беляев на французском трицикле «Клеман». Ему вручили золотой жетон с выгравированной надписью – «Первый приз за первую в России гонку моторов». Соревнования имели головокружительный успех. В этом же году был открыт Русский мотоклуб. И уже летом 1899 г. мотоклуб провел первый скоростной пробег на дальнюю дистанцию «Москва – Петербург». В нем участвовали три трёхколесных мотоцикла и три автомобиля. Победителем стал один из первых торговцев автомототехникой в России француз Луи Мази, выступавший на трицикле «Клеман». В скором времени эти соревнования стали традиционными.

К сожалению, все гонки и пробеги, проводившиеся в дореволюционной России, осуществлялись только на машинах иностранного производства. Это было связано с тем, что в стране отсутствовала собственная мотопромышленность.

Несмотря на это российские спортсмены с успехом выступали на различных международных соревнованиях. Через Россию проходили маршруты марафонских автопробегов, среди них «Нью-Йорк – Париж» 1908 года, который являлся одним из самых престижных в мире.

Одновременно начал бурно развиваться авто-мототуризм. Так, например, в 1913 г. состоялся первый звездный пробег по 11 трассам различной категории сложности.

До наших дней не дошло точной информации обо всех этапах соревнования, но некоторые курьезные истории все-таки сохранились. Во время одного из мотопробегов техника «поняла», что гонщик к финишу первым не придет. А так как она была весьма честолюбива, решила помочь себе-любимой и хозяину. Перед самым финишем у мотоцикла «не выдержали нервы» и отвалилось заднее колесо. Понятно, что спортсмен гонку не закончил, но при этом победил, так как его слишком самостоятельное колесо обогнав всех финишировало первым. Такие курьезы были не редкостью, но это ни коим образом не омрачало бурного развития отечественного мотоспорта.

В Киеве была проведена Первая русская олимпиада, в программу которой был включен мотоциклетный пробег «Киев – Чернигов – Киев» протяженностью 250 верст.

В 1914 г. прошли последние соревнования дореволюционной России по маршруту «Москва – Петербург – Москва» протяжённостью 1300 верст. В гонке приняли участие 37 спортсменов.

К этому новому виду спорта не остались равнодушными и женщины России. Проявляя мастерство и мужество, обычно не свойственное дамам того времени, они покоряли зрителей и устанавливали мировые рекорды. В 1902 г. госпожа Вальтон на мотоцикле «Вернер» установила первый женский рекорд, проехав 2 версты по треку со скоростью 40,64 км/ч.

В целом, мастерство русских авто-мотогонщиков соответствовало международному уровню, однако развитие отечественного спорта приостановила Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года.

Мотоспорт в СССР

В июле 1918 г. Московский кружок конькобежцев и велосипедистов-любителей совместно с Всесоюзным обществом мотоциклистов провели первое дорожное соревнование «Москва – Клин – Москва». Именно это стало отправной точкой в развитии уже советского мотоспорта.

В то время по стране проходило множество спартакиад различного уровня. На первой Всесоюзной рабочей спартакиаде в 1928 году спортсменами было установлено более 60 рекордов по мотоспорту. Спортсмены шли к победе, не теряя боевого духа, несмотря на несовершенство техники и трасс.

В Советском Союзе регулярно проходили чемпионаты страны по мотокроссу. Государство, в отличие от дней сегодняшних, уделяло огромное внимание развитию мотоспорта. Как говорится, любви все возрасты покорны, а мотоциклу и подавно. Огромная армия людей разного возраста устремлялась на мотоциклетные треки.

Наиболее популярным в предвоенные годы был Чкаловский мотокросс, который собирал до нескольких сотен участников. Вся страна смотрела на своих героев и искренне ими восхищалась.

Но наступил 1941 год. Пришла война... Это было страшным испытанием для всей страны. Вчерашним мирным героям приходилось применять свое мастерство уже не на спортивных трассах, а на полях сражений. Многие опытные гонщики остались на поле брани.

После второй мировой войны мотокросс обрел современные организационно-спортивные черты. Появились первые кроссовые мотоциклы. Соревнования стали проводить на коротких кольцевых трассах, хотя встречались отдельные треки с длиной круга 30 км и более (чаще всего в СССР и США). Нововведением стала система нескольких коротких и динамичных заездов.

Советские мотокроссмены принимали участие в престижных международных соревнованиях с 1963 года.

Была, правда, небольшая проблемка: идеологический запрет на все западное в СССР распространялся, естественно, и на мотоспорт. Самое главное, что для ЦК КПСС было не важно, что наша техника «слегка» уступала иностранным аналогам. Милостиво разрешалось использовать мототехнику стран Варшавского договора. Наиболее знаменитыми, в те годы, были «Ява» и «Чезет» (Чехословакия). Ни один из этих мотоциклов не мог на трассе сравниться с «Хондой» или «Судзуки». Однако это совсем не помешало Виктору Арбекову в 1965 году на «Чезете» обойти именитых соперников и стать чемпионом. Это было сенсацией в мотоциклетном мире. Арбеков победил даже великого Жоэля Робера (Бельгия) – шестикратного чемпиона мира.

Во сколько обошёлся «КТМ»?

В 1973 году на одном из этапов Чемпионата мира Геннадий Моисеев, из-за нерасторопности чешских поставщиков оказался без любимого «Чезете». Но помог случай. Представители австрийской компании «КТМ» (в то время еще малоизвестной) предложили Г. Моисееву участвовать в чемпионате на их мотоцикле. Геннадий принял предложение и выиграл гонку. В итоге, команде Союза достался шикарный мотоцикл, а победитель лишился партийного билета. Но это никак не повлияло на спортивные результаты. Ещё трижды знаменитый спортсмен поднимался на высшую ступень пьедестала почета, а в тени застенчиво стоял «КТМ».

История дуэта печальна… в 1979 году их все-таки разлучили. Г. Моисеев вновь пересел на «Чезет» и резко откатился на десятое место мирового рейтинга. А вот дальнейшая судьба мотоцикла-чемпиона, нам, к сожалению, не известна.

До 1980 года представители советской сборной многократно занимали призовые места «Мотокросса наций» и «Трофея наций». А на чемпионате мира спортсмены завоевали для страны четыре золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 2 044
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/