Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

ГОСПОДА В ВОЗДУХ!


Гора Клементьева – мекка авиаторов постсоветского пространства. Любые классы сверхлёгких летательных аппаратов (СЛА) представлены здесь. Самолёты, планёры, дельтапланы, мотодельтапланы, парапланы, парашюты, даже монгольфьеры и авиамодели… А главное – люди, для которых небо – это всё.

На этой «дороге в облака» им часто приходится сталкиваться с множеством проблем. Но трудности их не останавливают. Кто они, новые энтузиасты дельтаплана, стремящиеся всё выше и выше в бескрайнее синее небо? Как им удаётся оставаться верными своей мечте? Об этом и не только рассказал нам «корифей крыла», мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории Александр Иванович Кузнецов.

Как вы пришли в авиацию?

Благодаря советскому плановому хозяйству. В 1961 году северодонецкий аэропорт, для того, чтобы выполнить план, катал школьников на АН-2. Я благодарен своим родителям за то, что они не пожалели целый рубль на билет. В результате я «заболел» авиацией и уже в 7 лет знал, что стану лётчиком. К счастью, в большую авиацию меня не взяли: подвело зрение. Посмотрев КВН, узнал о существовании ХАИ. Их лозунг: «Поступай в ХАИ – в небе нет ГАИ», принял как указание сверху. И поступил.

Александр Иванович, когда судьба вас свела с дельтапланами?

Работая на киевском авиазаводе, встретил странных друзей по стройотряду. Выяснилось, что они летают на «дельтах». Уже на следующий день я был на «бугре» в Ходосовке под Киевом. В первых трёх полётах сломал два дельтаплана и «дельтанулся». Заодно понял: высшего авиационного образования недостаточно. Учиться летать надо так же, как и учиться ходить. И меня, инженера, учили этому семнадцатилетние пацаны, вчерашние школьники.

С какими проблемами приходилось сталкиваться дельтапланеристам в те годы?

В то время дельтапланеризм ещё не получил признания со стороны официальных властей. Кроме КГБ, видевшего в этом способ удрать за границу. Ярыми противниками были и ДОСААФовские генералы. Они ведали авиационными видами спорта, а для них главное: «где бы ни летали, на чём бы ни летали – лишь бы не летали».

Милиция в буквальном смысле наезжала машинами на наши аппараты, рубила троса. Но как только доблестные стражи порядка скрывались с глаз, мы меняли повреждённые детали – и снова в воздух. Джина свободного полёта загнать в бутылку уже невозможно.

Но всё-таки кто-то же должен был поддерживать и помогать развивать этот спорт. Были ли такие энтузиасты?

Да, конечно же. Как по-другому? Все началось с «дельтанутых», даже, можно сказать, «дельтанутых в квадрате». В 1978 году во главе с Олегом Зайцевым (выпускником ХАИ) в Феодосии была организована секция дельтапланерного спорта при филиале НИИ автоматических устройств. Это были очень трудные времена. Но начальник филиала Николай Владимирович Акрушкин поддерживал дельтапланеризм, даже когда он был запрещён.

Значительную роль для признания дельтапланеризма сыграл Василий Дмитриевич Захарченко (главный редактор  «Техники молодёжи» (журнал)). В своё время его даже лишили должности за то, что организовал в августе 1976 года на горе Клементьева слёт дельтапланеристов. Это были настоящие герои своего времени. В конце концов, в октябре 1978 года ДОСААФ признал дельтапланеризм как вид авиационного спорта.

Александр Иванович, в каком году прошёл первый чемпионат по дельтапланерному спорту?

Первый официальный Чемпионат Украины состоялся на горе Клементьева в 1980 году. Меня пригласили в качестве судьи соревнований. На тот момент я ещё жил в Киеве. После соревнований Акрушкин предложил работать с ним в НИИ. И я без раздумий согласился.

Всё дело в том, что жить и работать рядом с Горой для меня было счастьем.

Вот об этом расскажите, пожалуйста, поподробнее.

Приехав в Крым, точнее в Феодосию, долгое время работал рука об руку с Олегом Зайцевым. А в 1984 году я возглавил феодосийский дельтапланерный клуб.

К тому времени клуб НИИАУ уже третий год подряд выигрывал кубок МАП (министерства авиационной промышленности).

В нашу команду входили 4 члена сборной Украины. Двое из них – кандидаты в сборную команду Советского Союза. Это был уже настоящий спорт.

В 1985 году ЦК ДОСААФ принял решение о создании штатных дельтапланерных клубов. Так было организовано 15 клубов по всему Союзу. Один из них в Украине. Вопрос о том: «где быть клубу?» даже не стоял. Наша команда была чемпионом Украины, и это стало решающим в выборе места расположения клуба. Так началась история республиканского дельтаклуба (РДК) Украины, в январе этого года отметившего 20-летний юбилей.

Гора Клементьева, была и остаётся наиболее оптимальным местом для подготовки высококвалифицированных пилотов.

А какие задачи ставились перед вашим клубом?

Строго говоря, никаких чётких задач, кроме «дальнейшего развития и популяризации…» нам не ставили. ДОСААФ боялся наших полётов. Требовал ежедневного доклада типа «на горе всё в порядке…».

При действенной поддержке отделения СЛА ОКБ Антонова за год на Горе были построены ангар и сборно-щитовой домик. А в феврале 1987 года мы уже принимали на обучение первую группу спортсменов-дельтапланеристов. Изначально обучали по ДОСАФовской методике: теория, потом экзамены и только после этого полёты. Но, как правило, именно после экзаменов погода «кончалась». Тогда мы разработали собственную методику: сначала показываем, как это летает, потом объясняем почему. Результаты превзошли все ожидания. К нам приезжали люди, далёкие от авиации, и через 20 дней уезжали готовыми пилотами. А через год приезжали учиться на инструкторов.

Были ли казусные ситуации при обучении курсантов?

А как же? Приезжали, к примеру, дедушки, которым за шестьдесят. А за спиной четыре класса образования. «Всю жизнь мечтал летать, но не сложилось… Вот, вышел на пенсию, накопил денег – и к вам. Научите!!!» И мы учили – поднимали этих дедов в воздух. Они, кстати, были самыми прилежными учениками. Правда, аэродинамику с её тройными интегралами приходилось объяснять на пальцах. Вот тут-то наша новая методика обучения и дала прекрасные результаты.

Сколько же курсантов подготовил ваш клуб?

Для начала небольшое пояснение. География наших курсантов от Закарпатья до Камчатки, от Заполярья до Туркмении. Человек, приехав в Крым по путёвке ради моря и чтобы посмотреть на достопримечательности, но «вкусив неба», возвращался на следующий год учиться на инструктора, привозил своих друзей и знакомых.

С 1987 г. до развала СССР в 1991 г. наш клуб подготовил 523 пилота и инструктора. Это больше, чем все остальные клубы Союза вместе взятые. Кроме того, большинство клубов были укомплектованы нашими выпускниками. Можно сказать, что большинство пилотов Союза – наши выпускники или их ученики.

Александр Иванович, много ли в настоящее время молодёжи, которая хотела бы заниматься авиаспортом?

Можно вспомнить старое выражение: «молодёжь нынче не та». Что-то подобное звучало ещё в древнеегипетских папирусах. С каждым днём приходит всё меньше и меньше молодых. У них совсем другие интересы. Но если человек приходит в авиацию (стар иль млад), то не расстаётся с ней уже никогда.

Что же так притягивает к небу?

Вопрос, конечно, интересный…Могу ответственно заявить: в нашем богатом русском языке нет тех слов, которые в достаточной степени могли бы описать ощущения свободного полёта. Это невозможно понять – это можно только ощутить.

А с другой стороны, всё просто. Ещё Пушкин писал:

«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья…»

Любой риск, экстрим связан с выбросом в кровь адреналина. Человек так устроен, что периодически нуждается в этом. Ощущение полёта даёт возможность вкусить позитивный адреналин высшей пробы. Поэтому незабываемые впечатления гарантируем. И мягкую посадку, конечно, тоже.

Так что в небо, господа!

Разместил: darina_dnk Просмотров: 3 242
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/