Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
» » ТАМ ВРЕМЯ ИДЕТ ИНАЧЕ. ПЛЕМЕНА
  • 0

ТАМ ВРЕМЯ ИДЕТ ИНАЧЕ. ПЛЕМЕНА

 

Африканцы говорят: «Кто не путешествовал, тот не знает ценности людей». В одно своих долгих странствий по Африке я оказался в глухих краях у масаев. Эти люди настолько меня поразили, что я решил: в следующий раз еду жить в племена

Покидая «большую землю»

Чтобы попасть к ним, будь готов пройти пешком десятки километров, ждать транспорт по нескольку дней, экономить воду, голодать или есть всякую дрянь вроде гусениц, саранчи и тли, и вообще не мыться. И тогда, если повезет, ты найдёшь уникальные племена и селения, которых не существует на карте. Знакомые встречали меня вопросом: «И как там тебя не съели?», а я спешил их разочаровать: «Двадцать первый век на дворе! Ограбят и убьют тебя запросто, но есть не будут».

В министерствах Виндхука я заранее оформил необходимые бумаги: разрешение на съемку и письма на языке народностей, которые любезно примут меня к себе на постой. В племя едешь не просто так - мол, привет, братцы, я у вас поживу. Могут ведь раздеть и выпустить на волю: живи!

Первым делом нужно «взять языка» - найти, так сказать, Пятницу. Он объяснит соплеменникам, большинство из которых даже не умеет читать, что ты – просто турист, который не намерен отбирать у племени последнее. И если тебя примут – ты станешь полноправным членом племени.

 

Гереро: африканский классицизм

Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, что на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Меня принял самый богатый род в деревне – Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. Да-да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в своём роду, который насчитывает в Намибии, а теперь уже и в Британии, 170 человек! В Ошияра – семейной колыбели - их осталось лишь тридцать.

Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и сейчас наслаждается жизнью. Монди солиден и внушителен – наверное, таким и должен быть глава, - и, несмотря на отсутствие одного глаза, выглядит очень добродушным.

Я поставил палатку у него на просторном дворе. Вечером нас посетил деревенский староста, облачённый в военную форму времен I мировой войны - гереро надевают её только в торжественных случаях. Нашёлся какой-никакой переводчик - Шанана, племянник Агима, и я рассказал о цели моего визита.

С виду Ошияра невзрачна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4–6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Такому обилию скота нужны просторные пастбища, поэтому село в 47 дворов разбросано на 10-15 километров. Скотоводы-гереро пришли на эти земли из Восточной Африки в 17 веке. Часть племени – химба - осела на северо-западе страны и не поменяла традиций. А остальные гереро отправились за Оранжевую реку, в ЮАР. У буров и миссионеров они переняли европейскую одежду 18-19 веков, которую продолжают шить до сих пор. В наши дни, да ещё и в Африке, это выглядит поистине экзотично. Правда, в одежду внесли некоторые изменения – добавили ярких цветов, а женщин избавили от корсета. Дамские шляпки-треуголки лишились одного угла и стали напоминать коровьи рога, причем чем длинней они, тем богаче муж. Ну а мужчины-гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

 

Бытовые эскизы

Горячее дыхание Калахари создаёт главную проблему – недостаток воды. В селе четыре скважины, две из которых принадлежат Агиму, а третья – председателю. Гереро таскают воду – кто на осликах, кто на собственном горбу – из общей скважины в центре села. Впрочем, Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается с помощью дизеля.

Коровы и козы в сезон дождей идут на водопой к речушкам, а когда те пересыхают – к озеру, где скапливается дождевая вода. Если воды будет не хватать, можно задействовать скважины. И свой, и чужой скот гереро тщательно оберегают. И дело тут не в мясе и молоке, так заведено - коровы это живой капитал, богатство, которое нужно приумножать. На базаре корова стоит не меньше тысячи баксов! Гереро закупают их в огромных количествах на рынках и аукционах ЮАР и Европы.

Каждый рассвет гереро встречают на улице, у костра, за чашкой чая с молоком. Затем женщины принимаются за работу: в течение дня они трясут калебасы, сбивая масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают и шьют, а в перерывах готовят еду. Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет – дичь давно всю на своих землях выбили, а теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды. Но о бушменах я вам еще расскажу, правда, в следующем номере.

Гереро снабжают своих соседей-бушменов молоком в обмен на орехи и разнообразные плоды. Сами они высаживают маис и кукурузу очень редко, лишь в наиболее влажные сезоны. Гордость и достопримечательность засушливого африканского посёлка - поливаемый огород за исполинским забором: пара грядок моркови, свёклы, несколько помидорных кустов и чахлое дерево манго. Правда, у Агима за счет собственной воды есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего два початка: один съел я, другой - Монди.

У здешних сельчан коровы пасутся в буше самостоятельно по нескольку дней - они прекрасно ориентируются на местности, а единственные хищники в этих местах - бушмены. Слова «бушмен» и «голод» давно стали синонимами. Гереро говорят: если бы не мы, бушмены уже давно умерли бы с голоду. Но они немного лукавят: часто бушмены убивают чью-то корову, съедают её, а искать виновных бесполезно, ведь кроме жизни терять им нечего. Так что симбиоз гереро с бушменами – это своего рода гарантия, что коровы будут целы, а в доме будет чисто и убрано.

 

Квартирный вопрос

Я видел, как бушменские дети целыми днями месили навоз, а гереро строили из него дом: к четырем стволам крепили каркас из переплетённых веток, настилали соломенную или жестяную крышу, а после и снаружи, и изнутри в три слоя наносили навозно-земляные стены. Это надо видеть - работают профессионалы без мастерка, голыми руками, но дом выглядел так, словно его заштукатурили. Молодцы! К этому строительству даже я руку приложил, учился проводить отделочно-навозные работы под чутким туземным руководством.

Во всех герерских мазанках полно деревянных фетишей, которые отгоняют злых духов. Очаг находится внутри - он обогревает, служит источником света и плитой, а его дым защищает от насекомых. Хлеб гереро выпекают в железных бочках: сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки-противни. Угли можно класть и под бочку, и сверху – так хлеб пропекается равномерно.

Недавно в Ошияра появилось и модное строительное ноу-хау – дома из самодельного кирпича-песчаника. Мне даже удалось войти в африканскую артель по добыче стройматериалов. Вместе с остальными я снимал дёрн и, оголив породу, рубил её на куски тяжелым ломом, а потом острым мачете обтёсывал грани и выравнивал углы.

Втроём за день можно добыть 120-160 кирпичей и продать их по 1 намибийскому доллару. Дневная прибыль на человека составит 5-8 у.е., или 25-35 гр. В селе это считается неплохим доходом – и несмотря на то, что в Ошияра 80% безработных, добычей кирпича занимается всего три человека. Я спрашивал у мужчин и здоровых парней, что они делают целыми днями – «Спим, работы-то нет!».

С распахнутой душой

По воскресеньям много герерских семей собираются на богослужение. Храма в деревне нет, и служба проходит в центре села, под деревом, в выложенном камнями кругу. Гереро говорят: пусть лучше не будет стен, зато сердце будет открытым. Есть даже несколько прихожан-бушменов: ведь дерево и камни – понятные символы природы, а до Евангелия им дела нет. Для нарядного председателя и уважаемых гереро в церкви предусмотрена vip-ложа со стульями. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле.

Жители Ошияра знали, что я покину их через пару дней, поэтому устроили мне незабываемый концерт из народных песен и танцев. Поют гереро тягуче, как в русских деревнях, а танцуют неспешно – попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать! Ритм создают не музыкальные инструменты, а обыкновенные доски, которые гереро-матроны привязывают к одной ноге и стучат ими об землю - получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Несколько дней жил я с удивительным племенем гордых гереро, проникался особенной, африканской экзотикой 18-19 веков. Но мысль о том, что каждое из самобытных племен Намибии уникально, гнала меня вперёд. Так я попал к бушменам.

 

Бушмены: нечего терять, кроме своих детей

Бушмены неподражаемы! Часть их живёт в Намибии, остальные - в Ботсване. Представителей этого вымирающего народа сейчас тысяч сорок, но все они относятся к племени сан, а вот классических осталось очень мало всего 5-6 тысяч. Искать их нужно в глухих и опасных местах, например, в окрестностях Калахари или в самой пустыне. Впрочем, им знакомо спутниковое ТВ, солнечные батареи, компьютеры, а у некоторых бушменов есть мобильные телефоны и машины, и они уже не подбирают упавших с неба бутылок, как в фильме «Наверное, боги сошли с ума». Да, они вкусили плоды цивилизации, но голод свой ими не утолили, и бушменов по-прежнему больше умирает, чем рождается. Они стараются адаптироваться, но современный мир для них все еще очень сложен. Наделы в Намибии частные, бушменам достаются остатки – не земли вовсе, а песок Калахари. Дичь они собственноручно истребили, поэтому вынуждены вести оседлую жизнь.

Я слышал много баек об этом племени: якобы мальчикам при рождении отрезают одно яичко, а если в семье рождается больше трех детей, то «лишних» уносят в буш и оставляют там умирать; говорят, что бушменские дети глупы и поэтому не ходят в школу, и многое другое. Был только один способ разобраться в истинном положении дел – самому всё увидеть.

В обоих селениях, где мне удалось пожить, я сразу был принят на равных: понятия частной собственности у бушменов не существует, поэтому твое - это их, а их - это твое. Впрочем, коллективной собственности у них тоже нет. И большинство герерских семей этим пользуется: нанимают бушменок в домработницы. Дети бушменов в школу не ходят, ведь за обучение надо платить – им ничего не остаётся, как вместе я матерями работать на гереро.

Бушмены же Цинцабиса и Цумкве, где гереро нет, постепенно адаптируются, стараются носить европейскую одежду. У некоторых появился свой скот, и они все больше ведут оседлый образ жизни, превращаясь в крестьян. Кое-кто даже обзавёлся небольшими домами из кирпича-сырца, хотя в селениях всё ещё преобладают традиционные хижины.

Меня удивило, что даже зажиточные бушмены дома часто не пользуются спичками, а разжигают огонь первобытным способом – трут деревянные палочки. И одновременно с этим телевизор ухитряются смотреть. Бедняки же, имея соломенно-деревянные шалаши, предпочитают спать на голой земле у костра, чтобы москиты меньше кусали.

На охоту бушмены ходят не часто, дичи мало, и она осторожная. На поиски и выслеживание небольшой антилопы нужно потратить 4-5 дней. А охота на крупную добычу - орикса, куду, эланда - продолжается до месяца. Тем не менее, традиции постепенно забываются - молодежь не знает уже секретов охоты, танцев, ведения быта. К тому же, их ассимилируют другие племена. В семьях старики еще похожи на бушменов, а молодежь уже растеряла черты народности.

Бушмены исчезают не только генетически и культурно, но и физически: в этом племени пока не очень распространен СПИД, зато их косит туберкулез. Попробуй не заболеть, засыпая на голой земле! У них нет денег ни на лечение, ни на похороны. Как результат - очень высокая смертность и быстрое старение. Спрашиваю у глубокого старика: «Отец, сколько тебе лет, восемьдесят? – Да что ты! Мне тридцать пять!»

 

Химба: Африка первозданная

Бушменский образ жизни впечатляет, но химба, кажется, ещё круче. Живут они на севере, на границе с Анголой. Их село Опуво даже обозначено на карте. Там и расположен химбаленд.

Это часть народности гереро, только выглядят они по-другому. Кое-кто из мужчин племени поддался цивилизации, их часто можно встретить в современной одежде. Женщины же до сих пор не признают ни нижнего белья, ни одежды – в гардеробе у них только кожаная набедренная повязка. Из-за такого отношения к цивилизации химба страдают, но окультуриванию сопротивляются из последних сил. Так, очень мало детей ходит в школу - не потому, что денег нет, а потому, что химба! Впрочем, среди аборигенов есть и те, кто принял христианство. В сохранении привычного быта и традиций химба среди других племен оказались наиболее стойкими и неподдающимися.

Главное их богатство – коровы. За них можно купить себе жену. В восемь лет девочка становится невестой и оценивается в 4 коровы, а корова – в 700 долларов. По мере взросления невесты цена на неё растет.

Химба разрешено заводить до четырёх жен, хотя старейшины позволяют себе и шесть! При этом в брак вступают даже дряхлые старики, а на ночь одалживают своих молодых жен старшим сыновьям. Все мужчины заводят семью только после 30 лет, хотя к этому возрасту у них уже может быть ватага детей.

Юноши часто выбивают себе в нижней челюсти два или четыре зуба, чтобы было удобнее целоваться. Девушки в обряде инициации тоже не отстают – делают себе на животе ниже груди многочисленные надрезы - когда они заживают, кожа получается пупырчатой, очень тонкой и чувствительной. Женщины племени с началом полового созревания заплетают волосы в косички и промазывают их охрой и глиной. Эту прическу они носят всю жизнь. Сначала волосы недлинные и закрывают все лицо. Когда девушка перестает быть девственницей, она зачёсывает косички назад и позволяет им отрасти.

Вообще, в сексуальном отношении химба очень раскрепощены. Даже замужняя женщина может спать с тем, кто ей понравится. И если она забеременеет после такой связи, её муж с радостью примет ребенка и будет считать его своим. Дети для химба - это счастье, и чем их больше, тем лучше.

Химба гламурны. Целый день они только и делают, что ухаживают за собой, плетут браслеты и толстые обручи на руки, ноги, шею и разные украшения, мажут все тело охрой и при этом никогда не моются. Но кожа у них идеальная, даже у старух.

Войти в племя оказалось очень сложно. Меня принимали очень долго и настороженно целым советом несмотря на то, что со мною были и химба-переводчик, и пачка государственных писем. А позже одна бабуля, увидев, что я её фотографирую, схватила булыжник и пошла в атаку. Мир был восстановлен только после того, как я презентовал ей пачку сигарет.

Народ этот горячий и непокорный. Впрочем, сейчас есть и туристические химба, более сговорчивые и предприимчивые, причем их целые деревни: приехал, заплатил и спокоен, что в тебя камнем никто не запустит или мачете не рубанет.

Всё больше людей путешествует, пользуясь рекламными проспектами и путеводителями, а не компасом и картой, руководствуясь желанием лишь лучше рассмотреть виденное другими, а не увидеть первым. Земной шар кажется всё меньше, карта мира становится всё подробнее, но есть ещё непроторенные дороги и безымянные селения – для того, чтобы и ты мог путешествовать по-настоящему.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 2 264
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Календарь событий

07.02.2014
BORZHAVA SNOW FEST 2014
BORZHAVA SNOW FEST 2014
20.04.13
Slackline open season:DNEPR slack FEST!
Slackline open season:DNEPR slack FEST!
22.08.12
Z-Games 2012
Z-Games 2012
2.06.12
В Донецке пройдет чемпионат по роллер спорту
В Донецке пройдет чемпионат по роллер спорту
19.05.12
В Киев едет самый быстрый болид Формулы 1
В Киев едет самый быстрый болид Формулы 1

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Январь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/