Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
  • 0

DIRTY PEOPLE

Для них за аббревиатурой DJ скрывается не клубный виртуоз вертушки, а нечто «погрязнее» - дёртовое искусство прыжков на колёсах. Сегодня всё чаще можно встретить сумасшедших велозависимых, вытворяющих супермегатрюки на кочках и трамплинах.

Цирк уехал… и всё стало серьёзно

DJ – DirtJumping (дёртджампинг) – это экстремальное направление велоспорта, включающее прыжки на земляных трамплинах с необязательным исполнением различных трюков в прыжке и на приземлении. Для грязевого безобразия используются специально модифицированные горные велосипеды или велосипеды типа BMX.

Велоджамперы появились ещё в 19 веке, когда прыжки исполнялись велосипедистами-циркачами. В то время все трюки были основаны на точном физическом расчёте прыжка и нередко приводили к травмам исполнителя. В современном виде дёртджампинг начал формироваться в 90-е годы прошлого века, когда любителям BMX наскучили повороты и контруклоны кроссовых трасс, и они решили ограничить катание имеющимися на трассе трамплинами.

Изначально для выполнения грамотного прыжка со стандартного трамплина необходимо было набрать большую скорость на трассе, а амплитуда прыжка была меньше, чем хотелось бы. Тогда-то несколько парней и построили трамплин с вылетом и приземлением, не являющийся частью трассы. Впоследствии количество идущих подряд трамплинов возрастало, стали появляться склоны для разгона. «Попрыгунчики» пытались исполнять различные трюки в воздухе: прыгать «без рук», поворачивать руль в полёте или по-супермэнски вытягиваться за велосипедом.

На новую забаву BMX-еров обратили внимание и горные товарищи. Владельцы маунтинбайков в скором времени перешли на трамплины прыгунов, но быстро сообразили, что высокая рама, узкий руль и длинный вынос горного велосипеда не предназначены для подобных прыжков. Так началась эра веломутаций.

 

Дёртовы колёса

Лучший товарищ дёртджампера, конечно же, двухколёсный: специально адаптированный для «грязного спорта» BMX или маунтинбайк или модифицированная стритовая модель - юркий велосипедик с 24- или 26-дюймовыми колесами. Ребята, занимающиеся дёртом, сами постепенно убирали или видоизменяли те или иные детали – и вот до чего докатились:

1. BMХ перекраиваем в прыгучий агрегат таким образом: снимаем передний тормоз, пеги, иногда можно и руль укоротить – чтобы удобнее было вращать его в полёте. Часто снимается гироротор, вместо которого устанавливается длинный трос в рубашке, пропущенный через отверстие в якоре рулевой колонки. Стандартное седло меняем на более «удобный» вариант. Продвинутые прыгуны ставят усиленные вилки.

2. МTB потребует меньше превращений. Использование амортизационной вилки необязательно, усиленная жёсткая вилка из CroMo-сплава поможет правильно выполнять вылет, хотя и требует особой точности приземления. Если ты всё-таки решишь установить амортизационную вилку, лучше ограничиться ходом в 100-130 мм. - вилка с большим ходом будет «съедать» вылет, искажая траекторию движения по трамплину. В передних дисковых тормозах нет необходимости - достаточно добротного заднего механического дискового тормоза.

В отношении резины мнения явно разделились. Есть приверженцы узких и гладких покрышек, шириной в 2,3-2,5 дюйма, с низким протектором. Их аргументы – высокая скорость и хороший накат. Сторонки широкой, более похожей на даунхильную, резины шириной до 3 дюймов мотивируют свой выбор стабильностью движения, хорошей амортизацией и, как следствие, - устойчивыми, мягкими прыжками. Также в дёртджампинге часто используются колёса диаметром 24 дюйма. Маленькие колёса имеют большую жёсткость, меньше страдают в случае падений, позволяют ставить покрышки большего диаметра. С уменьшением диаметра колеса возрастает управляемость, велосипед легче разгоняется, хотя поддерживать необходимую скорость при движении по ровной местности несколько труднее.

 

«Одинокий» велосипед

В последнее время влияние канонов BMX на дёртджамперов, прыгающих на маунтинбайках, всё более явно: в моду входит SingleSpeed - велосипед, не оборудованный системой переключения передач и имеющий одну ведущую и одну ведомую звезду. Кроме того, МТВ-рамы для дёрта оснащаются горизонтальными проушинами для крепления колеса - чтобы проще было использовать раму для создания SingleSpeed и кареточными узлами BMX-типа для стальных безрезьбовых трёхкомпонентных систем. Большинство продвинутых дёртджамперов ставят на горные велосипеды ухватистые BMXовые сёдла.

Словом, маунтинбайк дёртджампера потихонечку превращается в большой BMX, а некоторые «извращенцы» даже ставят на свои МТВ гироротор – и накручивают рулевые обороты.

 

Следуй за лопатой...

Ты тоже устал искать адреналин в городских пробках и захотел приобщиться к грязевому сообществу? Первое, что ты можешь сделать, - это проследить за теми двухколёсными, у кого из рюкзака подозрительно торчит лопата. Наверняка ребята не огород копать поехали и не за сокровищами охотиться. Лопата – второй (после байка) друг дёртджампера. Лучше иметь две лопаты: клиновидную и совковую. Клиновидной проще копать грунт, плоской совковой – набрасывать свежевскопанное и формировать трамплин. Запомни, товарищ, - от качества лопаты и ее эргономики зависит продуктивность твоей работы, поэтому не экономь на лопатах!

 

Из жизни землероек

Для начала стоит определиться с собственными намерениями и, как следствие, монументальностью конструкции: если строится учебный трамплин небольшого размера, резонно «слепить» его целиком из земли, положив в основу несколько брёвен. А если ты решил возводить сооружение, которое в ближайшее время точно не будешь сносить или перестраивать, то можно воспользоваться деревянной опалубкой из брёвен и досок.

Брать землю лучше на расстоянии нескольких метров от будущего трамплина – расположенная поблизости яма притягивает, как магнит, и рано или поздно ты в ней таки окажешься. А до этого, возможно, доброжелатели будут сбрасывать туда мусор.

Сколоти носилочки для земли или обзаведись тачкой литров этак на 120 и начинай делать насыпь, используя навыки, знакомые тебе со времен песочницы. Когда высота горки покажется тебе достаточной, начинай трамбовать землю. Подсыпай грунта и трамбуй его усердно, ибо рыхлость вылета – твой враг. Добившись необходимой твёрдости трамплина, выведи радиус вылета. Всем, кто не прогуливал физику, понятно, что пологие радиусы кидают вдаль, а крутые – вверх.

 

С возвращением!

Заехать на трамплин – это только полдела. Правильно приземлиться тоже немаловажно, поэтому в дёрте должно быть обустроено и место возвращения на родную землю.

Для начинающих дёртджамперов приземление делают на три – три с половиной руля в ширину или еще шире. Это позволяет избежать множества последствий, возможных «если промахнулся при приземлении».

Как правило, посадка делается высотой чуть выше вылета, что помогает избежать последующего переучивания для прыжков на обычных трамплинах – «даблах» или «верблюдах». Приземление, равно как и вылет, также должно быть хорошо утрамбовано. В идеале – ещё и хорошо увлажнено из шланга или дождиком перед эксплуатацией. В хоже эволюции технической мысли дёртджамперы стали делать для трасс водоотводы, ведь после парочки дождей трамплины превращались в перманентную грязь, прыгать в которой можно было только стоя на своих двоих. Но и этим дело не ограничилось. Освещение, ограждения, стационарные металлоконструкции под вылеты и многое другое превратило дёрт в настоящую индустрию спортивных развлечений.

 

 

Базовые трюки дёрта

One Hand – одна рука снята с руля.

OneFoot – одна нога снята с педали.

TableTop – велосипед находится параллельно земле.

BarTurn – поворот руля на 90о и более.

Продвинутые трюки

NoHander – обе руки сняты с руля

NoFooter – обе ноги сняты с педалей.

X-up – поворот руля на 180о не отнимая рук.

Can-Can – одна нога пернесена через верхнюю трубу рамы

Супер-трюки

360 – вращение велосипедиста по вертикальной оси (оси подседельного штыря) на 360о.

Superman – нахождение тела в плоскости, параллельной верхней трубе рамы с вытягиванием ног.

Nothing – полное отделение от велосипеда.

Saddle GrapNoFooter+NoHander с захватом седла руками.

Backflip – переворот велосипедиста на 360о по горизонтальной оси (оси каретки).

 

Приём, который нужно освоить первым: поначалу обязательно ставь стол или подстолок, оттяни встречу с травмпунктом. И, блин, прыгай в защите и каске!

  

«Грязное» арго

Абзац – в зависимости от контекста: выражение гнева, печали, и т.д.

Верблюд – сооружение из вылета и приземления. Именуется верблюдом в случае, когда между вылетом и приземлением имеется свободное пространство: яма/гэп.

Вылет – возвышение из земли/дерева, предназначенное для отрыва велосипедиста от земли и отправления его в полет/прыжок.

Градусник – бревенчатая (или каменная) лестница с неравными ступенями, расположенная под большим углом.

Дёрт (дословный перевод – грязь) – в зависимости от контекста: сооружение или последовательность сооружений, изготовленных из земли/дерева, представляющее собой совокупность возвышений для вылета и приземления велосипедиста.

Змеиный укус – двойной прокол колеса. Часто встречается при прыжках на ступени или при запрыгивании на препятствие с острыми гранями. Камера при этом пробивается в двух местах, дырки располагаются параллельно друг другу, что визуально напоминает змеиный укус.

Кочка – вылет, не имеющий за собой приземления.

Недолёт – прыжок недостаточной длины. Зачастую приводит к удару задним колесом/системой о приземление.

Перелёт – прыжок с избыточной дальностью, зачастую приводящий к приземлению на вилку. Очень опасен, особенно для начинающих.

Пит – промежуток между приземлением первого и вылетом второго трамплина.

Подстолок – небольшое дополнение к приземлению, предназначенное для предотвращения последствий недолёта.

Покиш - 1) человек, который делает или говорит что-то странное, не как все. Например, делает бани-хоп, поднимая сначала заднюю часть, а потом перёд. 2) Вообще кто угодно.

Сёрф - езда на заднем колесе при сохранении баланса и ускорении только за счёт перемещениея центра тяжести без кручения педалей. Сёрфить также можно и на переднем колесе, это уже зовётся фронт-сёрфом.

Сосис (Full suspension) - полноподвес, велосипед с двумя амортизаторами. Оснащён амортизированной вилкой и подвеской заднего колеса.

Стол - а) приспособление, представляющее собой здоровенный кусок фанеры/дверь/несколько досок, которым закрывают яму/гэп. Легко ставится и снимается. Используется начинающими дёртджамперами для безопасного освоения базовой техники прыжка; б) верблюд, не имеющий гэпа, т.е с заполненным чем-либо пространством между вылетом и приземлением.

Стоппи - резкое торможение, сопровождающееся вставанием на переднее колесо с последующим удержанием баланса.

Траектория – кривая движения велосипедиста в совокупности вылета, полёта и приземления.

Яма/гэп - свободное пространство между вылетом и приземлением верблюда.

Разместил: darina_dnk Просмотров: 2 058
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/