Чтение RSS В избранное site map
Логин:
Пароль:

Регистрация | Забыли пароль? |

Журнал ProX
poster
» » КАРТ-БЛАНШ АВТОМОБИЛИСТАМ
  • 0

КАРТ-БЛАНШ АВТОМОБИЛИСТАМ

В Украине немало людей, увлекающихся автомобильным спортом. Проявляется эта увлечённость у всех по-разному: кто-то не пропускает ни одной трансляции «Формулы 1», кому-то по душе драгрейсинг, а кто-то ночи напролёт проводит в холодном гараже, пытаясь превратить свой автомобиль в подобие гоночной машины. В любом случае, всех их объединяет одна мечта: оказаться за рулём настоящего гоночного болида, выступать за полноценную гоночную команду, в которой есть руководитель, тренер, механики, бороться за победу. Возможно ли такое в Украине? Многие ответят, что нет. Но это возможно…

Речь идёт о картинге. Некоторые имели удовольствие прокатиться на аттракционе под названием «картинг». У таких людей может сформироваться вполне справедливое мнение: «Да, было весело кататься на этих маленьких машинках, но им явно не хватает динамичности, чтобы проводить захватывающие и скоростные заезды, картинг – детская забава». Чтобы всё встало на свои места, проведу деление: есть прокатный картинг, созданный для развлечения и отдыха людей различных профессий и уровня водительского мастерства, а есть профессиональный картинг, «боевой», который создан для участия в гонках. Такой карт пилотируется гонщиком, прошедшим специальную подготовку на гоночной трассе. «Боевой» картинг в свою очередь подразделяется на множество классов. Карты самого мощного класса, представленного на первенстве Украины (класс «Популярный»), разгоняются от 0 до 100 км/ч за 3,5 – 4 секунды, а машины самого динамичного мирового класса KZ-2 (ранее назывался ICC) набирают сотню за 3 секунды. При таком ускорении на гонщика оказывается давление в 2,5 раза превышающее массу его тела. Это ни с чем не сравнимое удовольствие, когда чувствуешь, как тело сжимает так, что первые секунды не можешь даже дышать, а потом вдруг понимаешь, что летишь со скоростью свыше 140 км/ч. Пожалуй, ускорение – это самое приятное, что есть в картинге. Но удовольствие от вождения карта становится по-настоящему явным, когда после заезда наконец-то останавливаешься, осматриваешь полученные синяки, вспоминаешь всё, что произошло во время гонки, и испытываешь настоящий «кайф»… Далеко не каждый автомобиль способен на такое молниеносное ускорение. Кажется невероятным, однако это чистая правда, в этом может убедиться любой, кто изъявит желание присутствовать на соревнованиях подобного рода (или даже поучаствовать в них). Но обо всём по порядку. Немного истории Первые карты появились во времена Второй Мировой войны. Чтобы как-то скрасить томительные часы ожидания перед боевыми вылетами, члены экипажей ВВС США из подручных материалов стали конструировать маленькие машинки, на которых затем проводили подобие гонок на запасных рулёжках. Считается, что первый настоящий карт был построен в 1956 году в Америке бывшим пилотом Артом Инглесом. Он долго мечтал построить очень маленькую и доступную гоночную машинку. В конечном итоге на свет появился неказистый агрегат, основой которого была трубчатая рама с установленным на ней двухтактным двигателем от газонокосилки мощностью 2,5 л.с. Возможно, на этом картинг и прекратил бы свою историю, но появился энергичный бизнесмен Билл Роулес, сумевший рассмотреть в странном и не очень привлекательном аппарате рыночный потенциал. Картинг с поразительной быстротой стал завоёвывать поклонников в США, а затем и в Европе. Стали создаваться фирмы, специализирующиеся на изготовлении как самих картов, так и аксессуаров к ним, строились картодромы… «Вирус» картинга был настолько силён, что даже проник сквозь «железный занавес» в СССР. К концу 60-х годов картинговое движение охватило практически весь мир. В 1962 году была создана международная комиссия по картингу, ставшая одним из органов Международной автомобильной федерации (CIK FIA). Картинг официально был признан равноправным с другими видами автомобильного спорта. Первый чемпионат мира по картингу прошел в 1964 году в Риме на машинах с объемом двигателя 100см3. Есhttp://prox.com.uaвенно, современные карты очень сильно отличаются от тех, что бороздили картодромы в далёких 60-х – 70-х годах. Конструкция постоянно модернизировалась. Карт прошёл непростой путь эволюции от примитивной рамы с мотором от газонокосилки, до высокоскоростного гоночного болида, требующего от пилота максимум концентрации и физической выносливости. Картинг в Украине В нашей стране ежегодно проводится чемпионат и первенство Украины по картингу и завершающая гонка сезона – Кубок Украины (проводится в конце осени). Стоит отметить, что первенство Украины и чемпионат Украины – разные вещи, можно сказать, что они живут отдельными жизнями, даже форма их проведения сильно отличается. Первенство Украины создано для так называемых «национальных» классов картов (соревнования проводятся среди классов, оставшихся только на территории Украины). Соревнования в рамках первенства Украины проходят в классах «Пионер-Н», «Пионер-Ц», «Популярный-юноши» и «Популярный». Есhttp://prox.com.uaвенно, «национальная» гоночная техника дешевле мировой, поэтому чаще всего её выбирают люди, которые не хотят вкладывать уйму средств в покупку карта уровня чемпионата Европы. Федерация картинга Украины (ФКУ) учла эти факторы и постановила следующую схему проведения первенства Украины: страну поделили на зоны проведения соревнований по географическому принципу, то есть существует первенство Украины Западной зоны, Восточной зоны и т.д. В каждой зоне проводится по три этапа соревнований, по итогам которых выявляются лучшие пилоты. Гонщики, набравшие достаточное количество очков, попадают на финал Первенства Украины, обычно проводимый в Киеве на картодроме cпортивного комплекса «Чайка». Такая схема проведения соревнований довольно удачна в экономическом плане, так как картингистам не приходится выезжать за пределы своей малой Родины, хотя правилами не запрещено отправиться в другую область и там испытать свои силы в борьбе с гонщиками других зон. Чемпионат Украины имеет более высокий статус, так как в нём задействованы мировые картинговые классы. По ходу чемпионата, пилотам и их командам необходимо ездить по городам Украины, в которых проводятся этапы чемпионата (к примеру, первый этап проходит в Киеве, второй – в Донецке, третий – в Полтаве и так далее по городам, в которых созданы условия для проведения картинговых баталий). Не трудно догадаться, что чемпион Украины в каждом из представленных классов определяется по сумме очков, заработанных на каждом из этапов чемпионата Украины. Организацией соревнований, установкой дат их проведения занимается Федерация картинга Украины (ФКУ). Данная организация, в свою очередь, вливается в Федерацию автоспорта Украины (ФАУ). Поговорим о технике… Прежде чем по отдельности описывать каждый из классов, представленных в Украине, выделим основные конструктивные особенности, присущие всем картам любых классов. Самая главная особенность карта – отсутствие подвески, поэтому гонки стараются проводить на покрытии близком к идеальному. Малейшая неровность трассы, которая была бы незаметной на обычном автомобиле, на карте покажется нешуточной выбоиной, способной подбросить маленький болид в воздух. Ещё одна общая черта – тормоза. Все карты имеют гидравлическую тормозную систему и дисковые тормоза (никаких тросиков и барабанов нет и в помине). Единственное «но» – в классе «Пионер-Н» разрешается иметь тормоз только на задние колёса. Абсолютно все карты не имеют редуктора. Колёса посредством ступиц крепятся к общей оси, на этой же оси находится тормозной диск и звезда, на которую передаётся крутящий момент от двигателя. …и о классах Класс «Пионер-Н» (национальный) предназначен для самых юных гонщиков (возраст от 6 до 12 лет). Данные машины не имеют коробки передач и сцепления, но благодаря муфте мотор не заглохнет, если вдруг карт развернёт и он остановится. В движение болид приводит двигатель объёмом 50 куб. см. от бензопилы запорожского завода (эти карты получили прозвище «пила»). Эти моторы, как ни странно, отлично подошли для картинга, они чрезвычайно оборотистые (порядка 15 000 об/мин) и в конце прямой развивают скорость в 100 км/ч. «Пила», пожалуй, лучшая машина для маленького пилота, решившего приобщиться к автоспорту. Класс «Пионер-Ц» (национальный), подобно предыдущему, создан для начинающих гонщиков (от 7 до 12 лет). Но машины этого класса имеют коробку передач и сцепление. Двигатели чаще всего используются от мопеда «Карпаты» объёмом 50 куб. см. Есhttp://prox.com.uaвенно, данные моторы подвергаются форсировке, поэтому владельцам этих замечательных мопедов не стоит думать, что они могли бы потягаться с картом. Скорость в конце прямика не превышает 80 км/ч. Но за счёт коробки передач карты «Пионер-Ц» проходят «затычные» повороты (то есть очень крутые, почти на 180 градусов) чуть быстрее, нежели «пилы». Класс «Популярный-юноши» (национальный) намного превосходит «детские классы». Возраст пилотов – от 12 до 17 лет. Эти карты оснащены двигателем объёмом 125 куб.см. воздушного охлаждения. Используется два мотора: «Чезет» (имеет 6 передач, выпускался в Чехословакии) и «Минск» (имеет 4 передачи, выпускается и сейчас, где именно, догадаться не сложно). Как правило, все первые места на финише достаются моторам «Чезет». Это объясняется тем, что данный мотор изначально проектировался как спортивный двигатель для кроссового мотоцикла, он очень короткоходный, оптимальный крутящий момент у него достигается на 16 000 оборотов в минуту, выделяется мощность порядка 32 л.с. Именно «Чезет» способен разогнать раму с водителем от 0 до 100 км/ч за 4 секунды. Это легко себе представить, исходя из соотношения массы карта к мощности его двигателя, вес вместе с пилотом порядка 180 кг, при этом мощность как у «запорожца». Двигатель «Минск» в стандартной конфигурации имеет мощность 10 л.с. В доработанном состоянии порядка 15-20. Однако «Минск» имеет одно существенное преимущество перед чехословацким конкурентом – он намного дешевле в обслуживании, достать запчасти на него не представляет труда. Вот, к примеру: поршень для «Минска» обойдётся максимум в 20 грн., чезетовский поршень облегчит кошелёк на 200 грн. Одним словом, карты с мотором «Минск» – бюджетный вариант. Класс «Популярный» (национальный) полностью идентичен классу «Популярный-юноши». Единственное отличие заключается в возрасте пилотов, от 17 лет и старше. Класс KZ-2 (мировой) ранее носил название ICC (Inter Continental C) – самый быстрый картинговый класс в мире. Возраст пилотов от 17 лет. Эти «снаряды» оснащены 55-ти сильным, 125-ти кубовым двухтактным двигателем водяного охлаждения. Звучит невероятно, но если дать такому карту простор, то он сможет набрать приблизительно 300 км/ч! Двигатели для этих картов выпускают несколько фирм, но лучше всех себя показывает итальянский мотор марки «ТМ» (в его арсенале 6 передач). К сожалению, гонки в этом классе опасны для здоровья пилотов: необходимо иметь завидную выносливость, чтобы не потерять сознание в ходе заезда, не говоря уже о возможных авариях и даже переворотах на ужасающей скорости. Впрочем, такие опасности актуальны для всех классов, но для KZ-2 в особенности. Порядок проведения соревнований Ни один этап, как первенства, так и чемпионата Украины, не проходит без вступительной части. В начале соревновательного дня проходит торжественное построение пилотов. Пилоты всех классов и возрастов выстраиваются в линию, а у ног кладут свои шлемы. Очень красивое зрелище. К примеру, в Крыму, Президент Федерации Картинга Крыма (ФКК) Перминов Владимир Александрович по традиции проводит построение, знакомит участников и механиков с нововведениями, которые постоянно происходят в мире украинского картинга и непосредственно влияют на проведение соревнований в Южной зоне (все этапы первенства Южной зоны проводятся в Крыму). Затем слышится фраза, ставшая классической в мире автоспорта: «Гонщики! По машинам!». Тут и начинается самое интересное. Победитель гонки в каждом классе определяется двумя заездами. Перед ними проводится официальная тренировка отдельно для каждого класса, затем приходит очередь квалификации. На трассу по очереди выезжают по два гонщика и на протяжении двух зачётных кругов пытаются показать как можно лучшее время круга, которое определит их место на стартовой решетке. Квалификация проходит по очереди для каждого класса, начиная с «Пионер-Н» и заканчивая «Популярным» (в чемпионате Украины свои классы, по возрастающей, заканчивая классом KZ-2). В таком же порядке проходят и заезды. Первыми на старт выходят пилоты класса «Пионер-Н». Проезжают первый прогревочный круг, останавливаются, к ним подбегают механики, меняют свечи, «химичат» с настройками, после всех этих операций гонщики уходят на второй прогревочный круг, по его завершении на линии старт-финиш виден флаг, возвещающий о начале заезда. Гонщики утапливают педаль газа, и понеслось… Старт в этом классе даётся с ходу, так как карты не имеют коробки передач. Старт в остальных трёх классах проходит в таком же порядке, единственное отличие –старт даётся с места, так как карты этих классов оснащены коробкой передач. После того, как состоялась волна первых заездов во всех четырёх классах, объявляется получасовой отдых, за это время многие успевают полностью разобрать и собрать двигатель, который подвёл гонщика в первом заезде (такое случается у многих, так как техника работает на пределе своих возможностей). Потом начинается волна вторых заездов, всё повторяется в точности. Ну а после самое приятное – награждение победителей и призёров. Картинг в полной мере способен дать почувствовать себя профессиональным пилотом любому, кто заинтересуется этим экстремальным и замечательным видом спорта.
Олег Кужель

Разместил: prox Просмотров: 1 884
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Опрос

На чем катаешься? (?)



Наверх

Календарь событий

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярное


Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX
Любое использование материалов или их фрагментов возможно только
с указанием активной гиперссылки на сайт http://prox.com.ua/