БЕЖАТЬ, ПОЛЗТИ, КАТИТЬСЯ...
Мультиспортивные приключенческие гонки – это многоэтапное командное соревнование по преодолению пересечённой местности с использованием разнообразных средств передвижения, которые предлагают организаторы. Стоп! А теперь обо всём по порядку. В последнее время мультиспорт становится всё более популярным. Принимать участие в мультиспортивных гонках в самых экзотических уголках земного шара приезжают сотни команд. Огромная привлекательность мультиспорта заключается в его демократичности. Практически каждый из нас катался на велосипеде, бегал по лесу или брался за вёсла. Пускай не всем довелось посидеть в седле или полазить по скалам, но обучение этому не требует от человека особых, заложенных с детства навыков. Чтобы добиться успехов в мультигонках, не надо быть профессиональным спортсменом. Гораздо важнее – позитивный настрой, открытость и желание раздвинуть границы своих возможностей. А ключевыми качествами являются умение работать в команде и наличие командного духа. Ведь взаимовыручка и психологическая устойчивость бывает куда важнее физической подготовки. Дать чёткое определение этому виду экстрима вряд ли получится. Хотя латинский корень «multi» указывает на множественность дисциплин, объединённых обобщённым названием. Попробуем разобраться.
5 фактов о мультигонках Смысл мультигонок заключается не в том, чтобы просто пройти путь из пункта «А» в пункт «Б». Здесь всё намного сложнее и интереснее. Во-первых, участвовать в мультигонках может практически каждый, и даже в возрасте нет ограничений. Состав команды – от 1 до 5 человек. Часто обязательным требованием гонки является наличие в команде хотя бы одного участника противоположного пола. Каждый этап начинается и заканчивается в транзитной зоне, куда команда должна прийти в полном составе. Если кто-то из участников не может продолжать соревнования, остальные члены команды могут завершить соревнование вне зачёта. Во-вторых, от соревнования к соревнованию этапы меняются. Принцип составления программы выглядит достаточно хаотично – всё зависит от фантазии организаторов. Примерно так: бежать, ехать, плыть, грести, лезть, лететь, прыгать – в любом случайном порядке. К тому же практически на каждом соревновании есть так называемая секретная дисциплина. Иногда она не разглашается даже перед самым стартом. Участники знают только то, что она будет. В-третьих, основная идея мультиспортивных гонок заключается в прямом запрете на любые механические средства передвижения. Разрешено использовать лишь свою мускульную силу. Всё необходимое снаряжение, в том числе и провизию, участникам приходится нести на себе. В-четвёртых, участники должны уметь ориентироваться на местности с картой и компасом, планировать маршрут и оперативно принимать решения. Ведь ориентирование – непременная составляющая любой мультигонки. Участники не имеют права пользоваться GPS, средствами связи и помощью не членов команды. В-пятых, результаты соревнований, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определённых случаях – с учётом штрафного времени). А психологические и физические нагрузки настолько велики, что до финиша доходит едва ли половина команд. Это, конечно, в общих чертах, ведь гонки бывают разные.
Виды мультигонок Гонки могут различаться по длительности. Самый простой вариант – это спринтерские (от 3–4 до 10–12 часов) старты, состоящие из 4–5 этапов, как правило, в городской черте. Обычно сюда входит беговое и велосипедное ориентирование на пересечённой местности, гребля и работа с верёвками. Выше начинаются гонки на выносливость или классические гонки (от 12 до 36–48 часов) – названия условные, как и временные рамки. Здесь уже требуются определённые навыки стратегического мышления и умения распределить силы на дистанции. На высшей ступени стоят приключенческие многодневки, знаменитые Adventure Races – изнурительные марафоны, как правило, по экзотическим закоулкам планеты. Основная идея подобных гонок – автономное скоростное прохождение продолжительного маршрута со сменой способов передвижения. Это уже элита мультиспорта.
Основные составляющие мультиспорта Трекинг – в самом широком смысле: передвижение «на своих двоих» по пересечённому рельефу (леса, поля, горы, снежная целина) с постоянной навигацией на местности, зачастую в тёмное время суток. Это самая распространённая мультиспортивная дисциплина. Некоторые гонки состоят целиком из продолжительного трекинга по ненаселённым местам. Коастеринг (от англ. coast – побережье) – разновидность трекинга, в которой движение осуществляется строго вдоль береговой линии. Каньонинг – преодоление каньонов как сухих, так и заполненных водой. Сложность заключается в спуске по отвесным стенкам каньонов, нередко под струями водопада, с последующим плаванием в протоках прямо в одежде со всем снаряжением. Кейвинг (от англ. cave – пещера) – то же самое, только применительно к пещерам. В более широком смысле – любые отрезки в подземелье. Роллеры – этапы ориентирования на роликовых коньках или лыжероллерах. Обычно встречаются на спринтерских мультигонках в городской черте, потому для их проведения необходимо твёрдое и ровное покрытие. Велосипедные этапы – это, как правило, ориентирование на велосипеде на изрезанной местности. Это, чаще всего, самые протяжённые этапы, но и средняя скорость движения на них – самая высокая. Однако в мультиспорте эта дисциплина ближе к маунтинбайку, чем к классическому велосипеду: очень часто участникам приходится продираться сквозь заросли, снежные поля или подниматься/спускаться по крутым склонам. Скачки на лошадях – редко встречаются на коротких и средних гонках. Как правило, лошади – это признак Adventure Races. Достаточно распространена дисциплина под названием Ride&Run: половина команды едет верхом, другая половина ведёт лошадей под уздцы, причём в галоп пускаться запрещено. Лыжи – главная проблема данного способа передвижения – затруднённое свободное ориентирование. Лидеры попадают в неравные условия с остальными участниками: им приходится тратить больше сил на протрапливание пути, а следы слишком заметны. Поэтому на лыжах распространено «ориентирование наоборот», так называемая «маркировка»: участник идёт по заранее заданному на карте или на местности с помощью цветной ленты маршруту, но должен собрать все КП и/или правильно нанести их на карту. Каякинг – этим понятием именуются все гребные этапы. Средства передвижения здесь могут быть самыми разнообразными: это и байдарки, и лодки, и каяки, и каноэ или традиционные для места проведения соревнований. Главное условие – никакой механизации. Рафтинг – сплав по рекам на надувных или деревянных плотах с преодолением порогов и других естественных препятствий. Дайвинг – ещё одна водная дисциплина, предполагающая плавание в акваланге и с ластами, как правило, вдоль береговой линии. Альпинизм/техника закреплённых верёвок – в самом общем виде: преодоление как естественных, так и искусственных вертикальных препятствий при помощи альпинистской техники и специальных приспособлений для подъёмов и спусков. На любой гонке наличие минимум одного верёвочного этапа, как правило, считается обязательным. Конечно же, это не полный список возможных этапов. Всё зависит от фантазии организаторов. В гонки могут добавляться и экзотические способы передвижения и любые специальные этапы. Нередки случаи симбиоза различных видов, учитывающие национальную и климатическую специфику.
Несколько советов для начинающего мультигонщика Самое главное – выбрать хорошего напарника, который так же, как и ты, немного умеет кататься на велосипеде, немного бегать, немного знаком с каким-либо видом спорта. Адекватно оценивай собственные силы. Не стоит тренироваться до умопомрачения за день до старта, потому как мышцы к началу гонки будут очень сильно болеть. Когда со старта одновременно тронутся все велосипедисты, не пытайся догнать их. Придерживайся своего темпа, ведь впереди – долгий путь, который сложно будет преодолеть, если сразу же выложиться по максимуму. Выполняй задания легенды быстро, но без спешки. Если какое-либо окажется не под силу, сразу беги штрафные круги. Их всё равно придётся бежать, потому что, не умея, например, работать с картами, за пять минут на этапе спортивного ориентирования этому не научишься. А так хотя бы сэкономишь время. Никогда не забывай о мерах безопасности. Если что-то болит, лучше сразу обратиться за медицинской помощью. Терпеть. Бежать, когда за спиной конкуренты, а ноги уже с трудом передвигаются, сложно, но нужно. Вот тут и сказывается выбор напарника, который в этом случае дотащит до финиша за руку.
История мультиспорта Точкой отсчёта истории современных приключенческих гонок принято считать 1989 год, когда француз Жерар Фузиль организовал и провёл в Новой Зеландии 600-километровую международную гонку Raid Galoise. И хотя это было не первое подобное соревнование в истории, пальму первенства присвоили именно «Рейду Галуаз-89» в силу чётко сформированной концепции командной приключенческой гонки. В 1992-м Марк Бэрнетт организовал первое подобное соревнование в Америке – Eco Challenge. Со временем эта гонка стала самой известной в мире, а Бэрнетт, привлёкший к популяризации нового вида спорта телевидение – мультимиллионером. Сегодня в одних только Штатах ежегодно проходит от 300 до 500 гонок. Столь же пропорционально растёт их число и в остальном мире. Практически в каждой стране проводятся национальные и региональные мультиспортивные соревнования. В Украине уже несколько лет подряд проходит приключенческая гонка серии «Х-КРЫМ», также проходят экстрим-марафоны в Карпатах. Со временем возникла идея организации мирового первенства. Сейчас ежегодно проводится около двух десятков представительных международных приключенческих марафонов, главенствующее положение среди которых занимает мировая серия The Raid – своеобразный Кубок мира по приключенческим гонкам: четыре отборочных этапа во всех уголках планеты и финальный турнир. The Raid и A.R. World Championship представляют собой сегодня два главных неофициальных мировых турнира. Мультиспорт же привлекает именно своим бесконечным разнообразием и отсутствием заранее установленных рамок.
Разместил: darina_dnk Просмотров: 2 394
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|