УВИДЕТЬ ПАПУА И...
Невысокий папуас в боевой раскраске, издав воинственный клич, дал начало яростному сражению между двумя группами почти голых коренастых мужчин, вооружённых копьями и стрелами. Появились первые раненые и убитые, крики и вопли всё усиливались, пока не достигли апогея. В ожесточённой схватке бились и стар, и млад. Можно было заметить мелькающие то тут, то там крепкие тела молодых, ещё безбородых воинов племени Курулы, вступающих в поединки с уже старыми воинами из этого же племени. Наряд бойца состоял из котеки – небольшого узкого предмета, одевающегося на причинное место мужчин (для его изготовления используется определённый сорт тыквы, выращенный особым способом), перьев райских птиц и казуара (обитающих только на территории Папуа), церемониальных украшений, сплетённых из множества маленьких морских ракушек, а также вставленных в нос клыков дикого кабана (для этих целей мужчине с детства пробивали насквозь носовую перегородку). Чтобы котека не мешала при ходьбе или схватке, её привязывали к талии или груди (в зависимости от высоты предмета). Всё происходящее было не взаправду, бой был шутейный, битва была не насмерть, хотя папуасы, копья и стрелы были самые что ни на есть настоящие. Таким необычным способом нас приветствовало племя деревни Курула, входящее в состав сообщества племён Дани. Обычай выяснять свои отношения с помощью луков и стрел там сохранился до сих пор. И не исключено, что во время какого-нибудь спора между племенем Дани и находящимся в нескольких километрах дальше племенем каннибалов Яли, бойцы в схватку вступят по-настоящему. Как я уже упомянул, мы находились в глубине индонезийской части острова Новая Гвинея, носящей название Ириан Джая, на территории долины реки Балием. Вокруг стояли красивые, покрытые лесами горы. Ближайшая к нам гора называлась Трикора и была высотой 4 750 метров. Всё это вместе очень напоминало Непал, только населённый не флегматично радостными индуистами и буддистами, а воинственными папуасскими племенами. В районе долины проживает три племени с абсолютно разными обычаями, языками и традициями. Это Дани, Лани и Яли. Обычай кушать людей сохранился только у Яли, но за искоренение этих традиций уже много лет здесь ведут борьбу несколько христианских миссий. Дани и Лани каннибалами не являются, они очень любят кушать свинину, человечину не ели уже много поколений. Свинья – главная валюта и ценность племени. За свиней можно купить себе жену или несколько жён (если у тебя целое стадо хрюшек, 1 жена = 5 небольших свиней), разрешить любые споры и проблемы, используя свинку в качестве откупной. Хорошая большая свинья стоит около 2–3 тысяч долларов и очень ценится. Человеческая жизнь не стоит почти ничего. Папуасы с радостью лишали друг друга жизни, если возникала какая-то спорная ситуация. Вождь деревни Курула, который метко стрелял в меня из лука, за свою жизнь в разных спорах прикончил 6 человек. А если собрать всех его бойцов и подсчитать количество убиенных ими папуасов, то вместе это составит население небольшой деревни. Женщинам в Папуа приходится не сладко. До сих пор существовал обычай: в случае смерти кого-то из близких родственников женщины отрубать ей фалангу одного из пальцев рук. Поскольку смертность в Папуа была довольно высока, а этому способствовали сами воинственные папуасы, многочисленные болезни и плохое питание, то у большинства женщин пальцы рук представляют собой настоящие обрубки. Целым оставляли только большой палец руки. Официально этот обычай запрещён уже много лет, но мы видели своими глазами молодых женщин с почти отсутствующими фалангами пальцев. Как миссионеры и индонезийская полиция ни стараются изменить традиционный уклад папуасов, это им удаётся очень плохо. Индонезия на 90% является мусульманской страной, но 90% папуасов, проживающих в Ириан Джая, официально являются христианами. Это заслуга огромного количества богатых миссионерских христианских организаций. Миссионеры бесплатно раздают еду, одежду, строят школы и церкви. Полуголые папуасы, конечно, с радостью стали именовать себя христианами, ведь за это они получают материальные блага абсолютно бесплатно. Их религиозные взгляды попросту купили. Когда мы поинтересовались у сына вождя, почему он пошёл в католики, а не стал мусульманином, тот удивлённо нам ответил, что дилемма к какой церкви идти разрешалась довольно просто. Он, как, впрочем, и все Дани, очень любит свинину, а мусульмане свинину кушать запрещают. Пищевой выбор был сделан сразу. Вождя Курулы зовут Яли Мабель. Ему 52 года и внешне он выглядит крепким и поджарым мужчиной. По папуасским канонам, Яли является первостатейным красавцем. Он также глава рода и наверняка самый богатый мужчина в племени. У него 5 жён, 3 сына и 4 дочки. Правда, некоторые из его жён похожи на сморщенных старух. Яли Мабель возглавляет племя уже 15 лет, и под его руководством племя стало одним из самых процветающих во всей долине Балием. Существовал ещё один интересный обычай: в случае смерти мужчины его жена переходила по наследству младшему брату умершего. То есть в 16 лет тебе в наследство могли достаться несколько старух, поживших с твоими умершими родственниками. Весь район индонезийской части Папуа носит название Ириан Джая. На территории Ириан Джая проживает больше 250 племенных образований с абсолютно разными культурными и языковыми традициями. Вообще остров Новая Гвинея – это настоящий рай для лингвистов. По некоторым данным, племена на территории Ириан Джая и Папуа Новой Гвинеи разговаривают на таком суммарном количестве разных языков (около 2 000), которое превышает общее количество языков всего мира. В конце 20-го века в горах южной части Ириан Джая были найдены 2 племени, изъясняющихся между собой с помощью жестов. Шутейный бой между подчинёнными Яли Мабеля заканчивается, и он, издав низкий горловой выкрик, даёт команду перемещаться в деревню – десяток–полтора небольших деревянных домиков под соломенными крышами. В каждой деревне Дани дома разделялись по своей принадлежности. Были дома для женщин, для мужчин, для свиней и для свиданий. Вместе мужчины и женщины никогда не ночевали под одной крышей. Такова была древняя традиция. Женщина, родившая ребёнка, не имела права заниматься сексом с мужчиной около 2 лет. Делалось это для того, чтобы эксклюзивно выкормить своим молоком будущего члена племени. Деревня Курула была классическим образчиком племенной жизни Дани. Небольшая утоптанная площадка посреди селения с большим каменным очагом, окружённая невысокими домиками и плетённым из лозы забором. Воевавшие друг с другом грозные воины во главе с вождём, а также все женщины и дети племени выстраиваются напротив нас. Начинаются торжества в нашу честь. Женщины с мужчинами поют песни, пританцовывая при этом. Дети весело бегают друг за другом. Некоторые подростки уже имеют право носить котеку и гордо вышагивают между взрослыми. Песнопения и танцы продолжаются довольно долго, потом вождь отдаёт короткий приказ, и из дома для свиней вытаскивают небольшого поросёнка. Это будущая кровавая жертва нашего праздника. Ведь мы же в гостях у Дани, а какой у Дани праздник без свинины к столу? По знаку вождя из рядов воинов выходит молодой крепкий мужчина с луком в руках и одним точным, выверенным выстрелом пробивает поросячье тело. Точно такая же стрела торчала у моих ног час назад, и не будь стреляющий более метким, она с таким же успехом могла прикончить и меня. Праздник подходил к своей кульминации. После зажаривания свиньи в камнях общественного очага мы раздали небольшие подарки в виде конфет, сигарет и игрушек для детей. Точнее, всё было передано вождю, а он по праву главы рода распределял между своими соплеменниками по известным одному ему правилам. День нашего пребывания в племени Дани подходил к концу. Впечатления от знакомства с этими удивительными людьми остались настолько глубокими, что уже вечером я начал мечтать о новой встрече с вождём Яли и его племенем. Но это уже будет совсем другая история.
Разместил: darina_dnk Просмотров: 1901
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|