Продолжается кругосветная одиссея яхты «Купава». На ее борту одни капитаны: Юрий Бондарь, Андрей Зубенко, Михаил Ильенко и Валерий Деймонтович. Все они — члены Киевского городского крейсерского яхт-клуба. Юрий Бондарь уже раз бороздил Атлантический океан. В 1992 г. он ходил на Кубу — поход был посвящен 500-летию открытия Колумбом Америки.
Киевские яхтсмены, супружеская пара Петущаков, на «Лелитке» уже огибали земной шар, но по классическому пути — через Тихий океан. «Купава» же идет по не «протоптанному» украинцами маршруту — через Атлантику, против воды и ветров, «против шерсти». За всю историю мореплавания всего четырем яхтам удалось преодолеть его от начала до конца. Самое трудное — пройти пролив Дрейка против течения.
Роли на судне распределили по-товарищески: капитан — 59-летний Юрий Бондарь, помощник капитана, радист и штурман-навигатор — 41-летний Андрей Зубенко. Известный украинский кинорежиссер Михаил Ильенко (62 года) выполняет все функции яхтенного капитана, кроме командной, и, главное, делает фото- и видеорепортажи. В Антарктиде он снимет эпизоды к своему новому фильму об украинце Иване Доценко, сбежавшем из сталинских концлагерей, попавшем на Аляску и ставшем вождем индейцев. Дублером актера Линартовича будет Андрей Зубенко. Самый старший, 72-летний Валерий Деймонтович, — кок и по совместительству… психолог. А поскольку готовит он прекрасно, то психологический климат будет благоприятным — шутят в клубе.
Спонсоров у мореплавателей нет, в полуторагодовалое путешествие они отправились за свои средства. Члены клуба помогли с подготовительными работами, а при выходе из Киева 11 ноября 2009 г. подарили банку с «воздухом Отечества» и надписью «При ностальгии вскрыть». Мореплаватели взяли с собой почти 40 кг сала, мед, лук. По пути в Очаков местные жители снабжали их тушенкой — 100 банок принесли. А херсонские радиолюбители за свой счет заменили радиостанцию, поставили дополнительную антенну.
— О таком походе мечтает любой яхтсмен, — поделился с «Новой» Олег Панчук, председатель правления яхт-клуба. — Члены экипажа — участники всех самых серьезных международных регат. Юрий Бондарь вообще не нуждается в советах — к нему весь Днепр за советами обращается.
Отважные путешественники вышли из Очакова 10 декабря, почти на месяц позже запланированного времени — стремились как можно быстрее пройти каскад днепровских шлюзов, пока те не закрылись до весны, вырваться в Новую Каховку и уже там закончить подготовку к плаванью. Шлюзовые ворота захлопывались за «Купавой» через два часа после ее прохода.
— Радиолюбители всего мира поддерживают наших товарищей, — рассказал «Новой» Игорь Мартыненко, координатор береговой бригады. — Первыми на связь вышли австралийцы, затем — наши. Россияне скептически отнеслись к проекту, говорили, что «Купава» и Черное море не перейдет, но после того, как яхта героически прошла Босфор, насмешек поубавилось. Это было первое серьезное испытание для экипажа: навальный ветер загнал всю волну в узкое горло пролива, суда перемешались в кашу. В ту ночь в этом регионе двое из них затонули. Нашим приходилось ложиться парусами на воду, спасло мастерство команды. Мы очень волновались: ребята двое суток не выходили на радиосвязь (а сеансы — каждый вечер с 20:00 до 20:20). Мы с капитаном Виктором Нечитайло составляем им прогнозы погоды на каждый день, и пока что они сбывались с хорошей точностью.
По словам г-на Мартыненко, любой радиолюбитель может выйти на связь с экипажем на частоте 7,065 мГц (позывной Андрея Зубенко — UT6UE). Учрежден диплом «Купава» для каждого, кто свяжется с яхтой хотя бы раз. Координаторы ведут записи переговоров сразу в четырех разных точках (киевлянам помогает радиолюбитель из-под Белгорода).
Во вторник вечером судно шло к Гибралтару, покинув испанскую Альмерию, в которой пришлось задержаться на день дольше запланированного. До пролива оставалось 150 миль, средняя скорость яхты — 5—6 узлов. Наконец-то появился попутный ветер. Температура воздуха +14, дождь. Яхта все время идет в сопровождении примерно полутора десятков дельфинов, похожих, по словам «купавцев», на прыгающие снаряды. Спецохраны у моряков нет. Остается надеяться, что пираты в тех краях действительно не водятся.
Настроение у членов команды прекрасное. Во время остановок в портах Катании, Афин, Пороса, Альмерии они снимали фильмы, делали подробные репортажи. На днях двое яхтсменов — Деймонтович и Ильенко — побрили головы, говорят, так удобнее переносить отсутствие пресной воды для купания. Из неприятностей — одна небольшая: Валерий стукнулся головой о гик (металлическое крепление для паруса на мачте), отделался царапиной и перенес случившееся с юмором. Гораздо неприятнее было узнать, что деньги, перечисленные на одного из отечественных мобильных операторов, не поступают мореплавателям в полном объеме, и те не смогли позвонить домой из порта. Члены киевской береговой бригады попытались выяснить у оператора, в чем дело. Но там безапелляционно заявили, чтобы хозяева номеров сами пришли к ним с паспортами (!). Попытка объяснить, что «хозяевам» сделать это затруднительно, вызвала только ухмылку. Пришлось обращаться к эстонским операторам — с тех пор с роумингом все в порядке.
Главное для экипажа сейчас — успеть застать лето в Южном полушарии. О точных сроках на море не принято говорить, так что скажем о пунктах. Середина пути попадает на Чили — возможно, туда вылетят члены сменного экипажа Олег Панчук и Виктор Копайгородский. Они готовы заменить любого члена команды в любой момент. А пока «Купава» держит курс на Канары, где и сделает первый большой «привал» на острове Гран-Канария.