Собетова знают многие. И не только потому что он спортсмен-экстремал, увлекающийся парапланеризмом, кайтингом и пешеходным туризмом. Андрей Собетов ещё и романтик, тонкий ценитель вин и любитель попутешествовать. А ещё он непревзойдённый мастер игры в «Мафию»…В этом году Андрей посетил Крым проездом: по дороге из Италии (где проходил чемпионат России по парапланеризму) в Дагестан (где также соревновались пилоты-парапланеристы и дельтапленеристы из стран СНГ). Тут-то мы его и поймали и, когда погода была нелётная, расспросили о жизни, любимых увлечениях и многом другом.
Как всё начиналось Собетов Андрей Иванович родился в Калининграде (Кенигсберге) в семье моряка-подводника. До 2-го класса жил там, потом – на военной базе в Лиепае (Латвия) до 6-го класса, после этого – в Петродворце, под Ленинградом. С 4-х до 22-х лет всё лето (а иногда и осень–зиму) проводил у родственников в Крыму, в Гурзуфе.
Теперь живёт в Санкт-Петербурге. Поскольку всё детство и юность переезжали с места на место, а в Крым Собетов возвращался постоянно, то Родин несколько. А главная, получается, – Крым. Абрис Аю-Дага навсегда врезался в память. Пляж, море – это прекрасно, но больше манили горы. Всегда хотелось подняться на самый верх, заглянуть за горизонт: а что там? Что за загадочная яйла там наверху? Очень хотелось дойти до Беседки Ветров на обрыве яйлы над Гурзуфом. Это стало навязчивой идеей и темой зимних снов в детстве и юности.
– Андрей, расскажи, пожалуйста, о своих первых подростковых впечатлениях, ведь что-то привело тебя в экстрим.
– Да, в 5-м или 6-м классе я впервые поднялся на скалу Треугольник (Абалач) над Гурзуфом. А в 9-м покорил Беседку Ветров и увидел яйлу. Пешие и горные походы стали моим призванием, а Крым – первой любовью. Вначале я ходил диким образом, а после института (я закончил Ленинградский технологический по специальности «Технология микробиологических производств») занялся спортивным туризмом – пешим, лыжным, горным, водным – в Ленинградском туристском клубе. В пешеходном и горном туризме дошёл до походов высшей 6-й категории сложности. Ходил по Кавказу, Карпатам, Хибинам, Тянь-Шаню, Памиру, Хамар-Дабану, Кодару, Сунтар-Хаята, Кара-Кумам и Кызыл-Кумам, Копетдагу. Ради тренировок делал восхождения на Казбек и Эльбрус на майские праздники. Участвовал в кросс-походах «100 за 24» (100 км за сутки с ориентированием на пересечённой местности): зимой – на лыжах, летом – бегом.
– А как ты перешёл от земных пределов к покорению пятого океана при помощи параплана?
– Ходил бы, наверное, и дальше, да Союз развалился, а вместе с ним – и финансирование спортивного туризма.
И тут новое хобби подвернулось – параплан. И так получилось, что это хобби стало моей новой профессией. Начал я летать в 92-м одним из первых в Питере. Да и в России насчитывалось всего двадцать–тридцать летающих. С 93-го участвовал во всех чемпионатах России. Знаний было ноль, смелости – хоть отбавляй. Те, кто выжил в тех первых полётах, теперь учат других.
– Получается, ты выжил и теперь…
– …В 94-м основал Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», руковожу им и поныне. Работаю инструктором, педагогом. Детей с 10 до 18 лет обучаем бесплатно и воспитали уже 3-х победителей детско-юношеского первенства России, а всего обучили уже более 1 000 детей и взрослых. Выполнил Мастера спорта, участвовал в чемпионате Мира, чемпионате Азии. Летал на максимальную дистанцию (147 км), достигал высоты 5 177 м. Любимая дисциплина – кросс-кантри (однодневный полёт). И не только в парапланеризме (в предыдущем ProX была опубликована статья Собетова «6 соток» – о специфике кросс-кантри в различных видах спорта).
В конце 90-х на новую развлекуху потянуло – кайт. Первым в России сделал зимнее кросс-кантри на кайте и лыжах – 50 км по льду Финского залива (8 марта 1999 г). А в 2000-м уже участвовал в чемпионате Мира по зимнему кайтингу в Финляндии и занял 3-е место! С тех пор кайтинг стал бурно развиваться в России, и сейчас мы занимаем ведущее положение в мире по зимнему кайтингу.
– А что тебе по душе ещё, кроме соревнований?
– Мне, кроме соревнований, нравится пара- и кайттуризм. То есть путешествия с парапланом и кайтом в разные места. Австрия, Италия, Греция, Канары, Индия, Непал, Корея – на параплане. Ладога, Онега, Имандра, Белое море, Байкал, Балхаш – на кайте. Сейчас парапланеризм и кайтинг – это и работа, и хобби. Стараюсь не забывать и трекинг, так как нагрузки не хватает. Люблю, когда выдаётся свободное время, побегать, походить по горам.
– Близкие разделяют твои увлечения?
– Да, конечно, в этом мне повезло. Моя супруга Гала вместе со мной ходила в горы, бегала «сотни», а сейчас летает на параплане и катается на кайте. Кстати, она чемпионка Мира по зимнему кайту среди женщин 2002 г (Италия).
– Андрей, что ты думаешь о полётах в Крыму, твоё мнение о специфике местной аэрологии?
– Климат здесь приморский, ветра непостоянны. Практически каждый день погода разная. Это значит, что пилоту приспособиться очень сложно, он зависит в большей степени от удачи, также ему должно хватать умения в управлении крылом. Ведь ветра, которые приходят с моря на равнину и в горы становятся рваными, с турбулентными потоками. Полёты по маршруту сильно осложнены. Для маршрута лучше подходит Курай в Дагестане, где стартовая площадка огромных размеров (там хватит места и для ста парапланов-дельтапланов) расположена перед вытянутой на десятки километров долиной, и в этой долине нет леса, что благоприятно для возникновения термических потоков.
В Крыму же таких мест практически нет. Здесь скалы и горные массивы окружены с одной стороны морем, а с другой – лесистыми холмами. Улететь здесь можно, если повезёт поймать термический пузырь (а они непостоянны), или же благодаря облаку, которое засосёт, что тоже не всегда приятно и безопасно…
После этих слов, а были мы в этот момент на славной горке Таз-тау, любимице крымских пилотов, пришло время стартовать. Андрей, единственный из нас троих, поймав поднимающийся термический пузырь, улетел на небольшой маршрут и поднялся на высоту Чатырдага.
Вечером, дегустируя красное сухое вино в гостях у Димы Стаценко (он же Крейзи – местная пара-легенда), мы разговорились на интересную для всех нас тему (конечно же, о полётах)…
Андрей: Знаете, что такое парапланеризм?
Мы (с лицами чайников): Что?
Андрей: Думаете, парапланеризм – это полёты? Нет, парапланеризм – это разговоры о полётах. Закон парапланерной подлости – самый улётный день был тогда, когда ты был занят. И все вокруг говорят о том, как они далеко и высоко улетали… Поэтому если хочешь гарантированно улететь на маршрут – будь максимально к нему не готов. В идеале – это лететь на стареньком спп-30, одолженном у друзей, в шортах, майке и шлёпанцах, без копейки денег на такси и без мобилки.
20 ноября 2008 | 16:12 сноуборд Krooked Skateboards и легенда скейтбординга Марк Гонзалез собираются выпустить совместно с творческим объединением Clayton Brothers серию скейтовых дек. Подробнее
20 ноября 2008 | 16:06 дельтапланеризм Удивительные по красоте соревнования по дельтапланеризму Forbes Flatlands Hang Gliding Championships-2009 пройдут в Австралии с 3 по 11 января 2009 г. Подробнее
20 ноября 2008 | 15:46 мотоэкстрим Завершив свою триумфальную карьеру пилота Формулы-1, Михаэль Шумахер пересел на мотоцикл. И нежданно-негаданно начал показывать неплохие способности в области мотоспорта, что сразу же породило ряд слухов о продолжении его карьеры в качестве профессионального мотогонщика. Подробнее
20 ноября 2008 | 15:39 разностисноуборд Известная компания Vans объединила свои усилия с Boosted. Результатом их работы стала новая программа, позволяющая лыжникам и сноубордистам не останавливаться во время катания, чтобы поговорить по мобильному телефону. Подробнее
Все права защищены.
Материалы публикуются с разрешения редакции журнала ProX.
Любое воспроизведение материалов или их фрагментов возможно только с письменного разрешения редакции.
E-mail: