ЗАКЛИНАТЕЛИ ЗМЕЕВ
Фас, профиль и прочие подробностиКайтинг (kiting в пер. с английского – «воздушный змей») – это любой вид спорта, где используется тяговая сила спортивных кайтов. Воздушные змеи существуют рядом с человеком на протяжении многих веков. Родиной кайтов единогласно признан Китай. Сквозь призму трёх тысячелетий трудно сказать точно, кто же первый удачно осуществил запуск кайта. В роли первооткрывателя, согласно одной из самых распространённых версий, выступает китайский философ Мао Цзи (478 – 392г. до н. э.). Следующий исторический период можно назвать расцветом искусства создания кайтов. Их активно применяли в таких областях, как мореплавание (вместо паруса) – для буксировки небольших судов, в военном деле – для поднятия горящих фейерверков с целью устрашения противника, сброса на врагов горящего пороха и проведения разведки, не говоря уже о традиции ежегодных фестивалей в странах Юго-Восточной Азии. В Европу сам кайт, как и технологию его изготовления, привёз в 1295 году Марко Поло. Правда, здесь популярность воздушного змея долго ограничивалась развлекательной ролью до тех пор, пока учёные в эпоху ренессанса не заинтересовались им всерьёз. В США, например, впервые применили кайт, чтобы поднять в небо приборы для измерения влажности, температуры и силы ветра. Этот способ наблюдения за погодой активно прижился в Америке вплоть до 1933 года. Фантазия учёных ещё больше разыгралась с появлением в XX столетии новых материалов и технологий. Помимо метеорологов кайтом заинтересовались военные, энергетики и даже судостроители. В общем, неизвестно, какая судьба ждала бы кайт, если бы многочисленные любители экстремального спорта не нашли змею более интересное применение. В течение последних 20 лет кайтинг стал общедоступным благодаря таким людям, как Питер Линн из Новой Зеландии, Билл Рослер – инженер аэродинамики – из Соединенных Штатов, а также итальянско-французскому симбиозу Бруно и Леганю. Братья Леганю достаточно долго воплощали в реальность идею надувной конструкции кайта. После 1995 г. их ждало мировое признание, а их балонный кайт приобрёл чёткие внешние очертания. Естественно, модернизация была запатентована, и теперь у братьев-французов есть две фирмы-производители кайтового оборудования – Wipika и Takoon. Сейчас к выпуску кайтов активно подключились и другие спортивные бренды, в первую очередь виндсёрфового и парашютного профиля.
Кайтинг или кайфинг?«Кайфинг» – это не оговорка, а подпольная кличка, которой наградили любимый вид спорта счастливые почитатели. Кайфинг приходит не всегда. Как правило, степень удовольствия в кайтинге напрямую зависит от силы и характера ветра. Но и тут есть пределы. Ураганный ветер способен трансформировать «кайфинг» в «ахтунг», а тут уже диаметрально противоположные эмоции. Тем не менее, «дует!!!» – это волшебное слово для множества кайтеров. Глаза сразу начинают сверкать, а лицо расплывается в ослепительной улыбке (никакая голливудская в сравнение не идёт). В первую очередь в список плюсов кайтинга можно записать компактность оборудования. Все, кто любит получать максимум удовольствия за небольшое количество времени, по достоинству оценят змеев: быстрый старт как в плане обучения, так и в подготовке оборудования. Набраться минимальных навыков для того, чтобы управлять змеем, можно за два – три занятия, если погодные условия будут подходящими. Кайт универсален, диапазон снаряжения, с которым его можно использовать, впечатляет: лыжи, сноуборд, маунтинборд, доска, коньки, ролики. Самое приятное, что этот список может ограничиваться лишь пределами вашей собственной фантазии. Универсальность оборудования формирует следующее преимущество кайтинга: кататься можно круглый год. И для катания может быть достаточно минимального ветра (3 м/с), что очень удобно в наших широтах. Чтобы получать максимум удовольствия от катания при разной силе ветра, необходимы кайты разной площади. Так что для серьёзного увлечения одного змея может быть недостаточно. И, наконец, финансовый аспект. После приобретения оборудования для кайтинга не нужно оплачивать подъёмники, взлёты, тренировочные залы и т. д. Требуется просто дождаться ветра и добраться до подходящего для катания места. Ещё один бесспорный плюс в продолжение финансового аспекта: у кайтеров отличная физическая форма. Так что в спортзалах, фитнес-клубах и прочих благах цивилизации уже нет особой необходимости, если только не тренироваться на батуте и не заниматься гимнастикой для совершенствования фристайловых элементов при катании. Нельзя не заметить, что оборудование для кайтинга и техника управления воздушным змеем имеют много общего с вейкбордингом, сноубордингом, сёрфингом и виндсёрфингом. В этом и прелесть кайтинга, его уникальность и универсальность. Он впитал в себя лучшее из многих экстремальных видов спорта, при этом сохраняя своё собственное лицо. Если о минусах, то сказать, что география в кайтинге совсем не имеет значения, было бы неправильно. Есть места более подходящие для змееводства, есть – совсем неподходящие. Желательно, чтобы ветер дул ровный и здания, лес, горы не служили препятствием для воздушных потоков. Летом необходимо наличие акватории, зимой без снега далеко не уедешь. Чтобы отрываться весной – осенью с маунтинбордом, желательно предварительно разогнать коров и местных аборигенов. Вот и приходится кайтерам, ограниченным рамками мегаполисов, пользоваться топографическими и разведывательными навыками. Задача эта коллективная. Стоит одному первооткрывателю найти подходящее место, как всё локальное кайтсообщество сразу же будет в курсе. Признаки коллективизма в среде кайтеров особо развиты. Во-первых, кататься веселее с группой единомышленников; во-вторых, всегда можно рассчитывать на помощь товарищей, которые могут оказаться поблизости в сложной ситуации.
ТеррариумСемейство змеевидных поражает своим многообразием. Чтобы не запутаться в терминах, можно грубо классифицировать кайтинг по принципу поверхности катания: кайтсёрфинг (kitesurfing) – катание по воде, сноукайтинг (snowkiting) – катание по снегу, лендкайтинг (landkiting) – катание по земле. Лендкайтинг – это, в первую очередь, жёсткая поверхность, для которой применяется колёсная техника. Чаще всего для этих целей подходит маунтинборд – такой себе гибрид, напоминающий уменьшенный сноуборд на колёсиках либо увеличенный скейт. Хоть земля по праву и считается наиболее опасной поверхностью, кайтеров это совсем не пугает. Ленивые кайтеры отдают предпочтение багги (kitebugging, от английского слова bug – «жук»). Эти любители «спокойного экстрима» превосходно себя чувствуют в специальной трёхколесной тележке, которая меняет направление за счёт поворота переднего колеса ногами. Кайтсёрфинг, безусловно, самый зрелищный из семейства змеевидных. Особенно впечатляют фристайловые трюки, прыжки через наземные препятствия и вейвраннинг (кайтбординг на волне). Тут органично сливаются воедино вода, ветер, волна и состояние полёта в прыжке. Аналогов в других видах спорта пока не существует. Потому-то интерес к кайтсёрфингу и растёт в геометрической прогрессии. Кайтсёрфинг не будет ошибочным назвать кайтбордингом. Эти понятия уже настолько переплелись, что стали взаимозаменяемы. Кайтбординг заимствовал дирекционную доску из сёрфинга и виндсёрфинга, при этом видоизменив и уменьшив её. После успешного применения доски для вейкбординга и замены креплений на петли родилась разновидность симметричного кайтсёрфборда (твинтип), наиболее подходящего для исполнения трюков. Более актуальное нынче зимнее направление – это, в первую очередь, кайтсноубординг и кайтскиинг (лыжи). Генетическое скрещение коньков с кайтом не получило большой популярности, хотя на льду можно попробовать этот вариант. Воздушный змей здесь, бесспорно, расширяет катательную географию. Наши пригородные просторы в виде замёрзших водохранилищ вполне подходят для катания. Ведь борд и лыжи здесь можно использовать на ровной поверхности, так что им теперь не грозит простаивание в чулане в ожидании очередной поездки в горы. В горах же змей позволяет прыгать через деревья, обрывы и другие препятствия. Скоростное катание теперь возможно не только вниз по склону, но и поперёк склона, и даже вверх. Помимо основных направлений кайтинга есть ещё множество вариантов использования воздушных змеев без дополнительного оборудования. Например, для прыжков по суше (мунвокинг), полётов (кайтлифтинг), катания на пятках по песку (скудинг, sanddragging), а также для скольжения собственным телом по воде (бодисёрфинг, бодидрег). Кстати, бодидрег – ещё и обязательный этап в обучении кайтсёрфингу. После успешного исполнения скольжения по воде ученик переходит к тренировке водного старта с доской. Современные модели воздушных змеев позволяют развивать скорость до 60 – 70 км в час, двигаться против ветра, осуществлять фантастическое скольжение вверх по склону, совершать прыжки-полёты более чем на 10 метров в высоту и протяжённостью до 50 метров. Что касается особенностей конструкции, то воздушный змей бывает трёх основных разновидностей: парафойл, арочный кайт (балонный кайт) и боу-кайт(bow в пер. с англ. – «лук»). Парафойлы, в основном, используются для зимних видов кайтинга. Несмотря на большое количество строп, в управлении парафойл достаточно прост (принцип параплана, парашюта). Он легко запускается, при отцепке скорость кайта быстро гасится, так как пропадает натяжение строп. Но для воды парафойл не совсем удобен. Если его уронить, он быстро намокает, действует, как сеть, что почти исключает возможность рестарта. Поэтому для водных видов кайтинга, в основном, используется арочный кайт. В узких кругах его называют балонником (U-образный тип). В комплекте с этим кайтом всегда идёт насос, так как его жёсткость обеспечивается за счёт накачивания воздухом. Поэтому для подготовки к старту требуется чуть больше времени. По аэродинамическим характеристикам и безопасности балонник уступает парафойлу. Но простота конструкции и лучшая приспособленность к водной стихии сделали его более популярным. В скором будущем арочный кайт, вероятно, уступит место боу-кайту. Он безопаснее и удобнее. С появлением этого вида воздушного змея кайтинг перешёл на новый этап эволюционного развития, ведь боу-кайт вобрал в себе лучшие качества парафойла и арочного кайта.
Укрощение строптивого…«С кайтом, как с женщиной, – один раз попробовал и всю жизнь мучайся», – в шутку ворчат матёрые кайтеры. Хотя они совсем не похожи на мучеников. Лёгкое движение мизинца – и змей послушно исполняет волю хозяина. Но как только в руках новичка оказывается пилотажный кайт – упрощённый вариант старших братьев – сразу вспоминаешь об ошибочности первого впечатления. Пилотажный кайт – это первый из семейства змеиных, с которым вам предстоит иметь дело при прохождении начального (базового) уровня. Размером «пилотажка» не вышла, но стоит её запустить в зону тяги, да при сильном ветре – и есть все шансы пересчитать количество камней на поле. Первое, что стоит забыть начинающему – это навыки вождения автомобиля. Шаловливые ручки инстинктивно пытаются управлять круговыми движениями – «лево – право». На самом деле движения больше похожи на дёрганье рычагов в танке – к себе, от себя (это сравнение помогает тем, у кого развито воображение). Трудности, конечно, есть, тем не менее, научиться управлять кайтом можно достаточно быстро. За пилотажным кайтом следует змей большей площади, а на десерт – парафойл с трапецией и страховкой. И вот, базовый уровень уже позади. Дальше начинается самое интересное. Вначале, когда правильный инструктор пытается отговорить тебя от занятий кайтингом, он обычно пугает страшными историям. Это вызывает лёгкую скептическую улыбку. Какая опасность может удивить человека, решившего попробовать воздушного змея после виндсёрфинга, сноубординга, дайвинга или парашютного спорта, например? Страшилок везде хватает, но не стоит пренебрегать безопасностью. Эйфория, охватывающая во время катания, полное забвение от экстаза слияния со стихией могут усыпить внимание. Кайтинг – это катание по поверхности, таящей в себе много опасностей, например, камни, пеньки, ветки, рифы и т.д. Потеря бдительности может стоить очень дорого как в прямом, так и в переносном смысле. На начальном этапе рекомендуется не игнорировать каски и прочие элементы защиты, а также не устраивать героические заезды в одиночку. Безопасность – это одна из основных причин создания международных организаций, проводящих соревнования, семинары, обучение и сертификацию. Наиболее известные из них – это IKO (Международная кайтинговая организация) и VDWS (Немецкая школа виндсёрфинга). Сертифицированные кайтцентры во всём мире работают по определённой методике. Там ты всегда сможешь получить исчерпывающую информацию, взять в аренду кайтовое оборудование и просто приятно провести время в компании единомышленников. Для обучения водному кайтингу очень желательно наличие закрытой акватории, а также ветер в направлении, параллельном берегу. Для водного старта оптимальные условия – 6-8 м/с, желательно без порывов. Кстати, навыков плавания обычного пляжника может не хватить. Нужно быть готовым при необходимости совершить заплыв на длительную дистанцию, что одинаково опасно как при слабом, так и при сильном ветре. При слабом ветре водный старт осуществим, но при этом постоянно придётся разгонять кайт, выписывая восьмерки на небесном покрывале. Всё будет прекрасно до того момента, пока не уронишь кайт. Вот здесь, после очередной безуспешной попытки его поднять, осуществляется резкий переход от кайфинга к «ахтунгу». Приходится грести к берегу. Перед этим ещё нужно правильно упаковать кайт в воде и постараться не запутаться – не бросать же оборудование стоимостью в тысячу зелёных единиц погибать в море. По пути к едва просматриваемым родным берегам коротаешь время, находя ответы на вопросы: почему я не мастер спорта по плаванью, или почему спасатели обитают на пляжах Малибу, а не на родных украинских просторах. Но в этом есть и положительный момент: «набивание шишек» развивает чувство меры. Начинаешь понимать, что можно делать, а что нельзя. И вообще, нужно же что-то рассказывать друзьям долгими безветренными вечерами.
Внимание! Кайтзона, строгий фейсконтроль!Кайтинг – это не только спорт. Это ещё и целый стиль жизни. Убить выходные на бытовые проблемы или на мирный храп возле телевизора – не для тех, кто живёт в этом стиле. Правильный кайтер не будет спокоен, пока не посмотрит прогноз погоды на выходные, и если он обнадёживает, то бессонница в предвкушении героических подвигов со змеем гарантирована. Совсем сложно, когда погода безветренная. Тогда уж приходится куда-то девать нереализованный избыток энергии. С этой задачей каждый справляется по-разному: кайтер-оборотень вспоминает о других экстремальных увлечениях, кайтер-тусовщик спешит на очередное диско, скрытые философы любят просто побеседовать о коллизиях бытия тихими египетскими или карибскими вечерами под аккомпанемент прибоя... На кайт-планете бытует мнение, что сам кайтинг – это только объединяющая сила, тут скрыта целая философская концепция. В стиле жизни кайтеров помимо совершенствования в спорте и участия в соревнованиях обязательно нужно оставить место для общения, путешествий и развлечений. Ярким примером движения KITE PLANET уже не первый год служит КаZантип, в рамках которого объединены и обмен опытом между кайтерами из разных стран, и соревновательный дух, и общение, и просто отдых под музыку лучших ди-джеев СНГ. Участие в подобных мероприятиях – это как возможность посмотреть на мир глазами человека, не обременённого ежедневной суетой и однообразием рабочих будней. Глазами нового человека, который живёт по принципу «здесь и сейчас», укрощающего стихию с беззаботной улыбкой на лице, радующегося предстоящему дню, морю, ветру и солнцу.
Разместил: darina_dnk Просмотров: 1151
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|