БОРЬБА С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ. СЕМЬ МИФОВ КАЙТИНГА
Миф 1. Кайтинг – исключительно мужское занятие.В современном мире женщины летают в космос, управляют корпорациями, возглавляют государства и легко справляются с массой других увлекательных занятий. Несомненно, мужчинам было бы лестно думать, что кайт – чисто мужское дело, но факты в который раз упрямо утверждают обратное. Подружиться с воздушным змеем проще с помощью внимания и чуткости, нежели используя грубую мужскую силу. Кстати, в числе призёров нескольких крупных российских соревнований по кайтсёрфингу сезона 2005–2006 – хрупкая девушка небольшого роста – Светлана Турчина. Так что, леди, уверены в себе? LETS DO IT!
Миф 2. Занятие кайтингом, наверняка, обусловлено родством с Рокфеллером.Расчёт оптимальных затрат – задача непростая, и запросто потянет на отдельную статью. Отдельно остановимся на возможных «экономиях», чтобы развеять миф о колоссальной дороговизне кайта. При наличии традиционного сноуборда/горных лыж и в нагрузку приложенных к ним навыков, стартовать в сноукайтинге не так уж и накладно: от 300$ за змей (тут главное – правильно определить места и стиль катания, статистику ветра, чтобы не пришлось менять или докупать оборудование), 60$ за трапецию. Для кайтсёрфинга поначалу можно использовать ту же сноукайт- или виндсёрфовую трапецию (60$) и любой из имеющихся гидрокостюмов (виндсёрф- или тонкий дайверский – 70–150$). Б/у стартовый комплект, включающий доску и кайт, может стоить от 500$. Сами змеи для кайтсёрфа и сноукайта достаточно взаимозаменяемы, но на этапе обучения и в первое время катания рекомендуется использовать только специализированные кайты.
Миф 3. Из трёх покорённых кайтерами стихий – земля (лендкайтинг), снег (сноукайтинг), вода (кайтсёрфинг) – только последняя является относительно безопасной для обучения и катания. Всё остальное – жесть: обучение сноукайтингу и лендкайтингу – форменное самоубийство.Опасность субъективна. Если упорно добиваться травмы, она случится. Понимание процесса вкупе с уверенностью в своих силах и, безусловно, навыками – единственные средства минимизировать потери в любом процессе. Для того, чтобы оценить риски, давайте слегка пройдёмся по теории естественных наук, Ньютон нам в помощь. Не секрет, что для поступательного движения кайтеру кроме традиционных лени и голода приходится бороться также и с физическими силами, препятствующими ехать/скользить/глиссировать. В мирý это банальные трение, сопротивление качению и прочее (см. разд. «Механика» учебника физики). Чтобы быть хорошим кайтбордером, необходимо знать где, когда и при каких условиях создаются те или иные препятствия и быть к ним готовым, выбирая правильный кайт в зависимости от условий и снаряда. Например, маунтинборд (mountainboard, MTB, all-terrain board, ATB) достаточно легко перемещается по ровной поверхности – высохшим озёрам, отливным глиняным пляжам, и, конечно же, по асфальту. И ежу понятно, что пузом по асфальту – гораздо неприятней, чем по траве. Но по траве кататься на маунтинборде сложно: колёса маленького размера на пересечённой местности не позволяют хорошо управлять снарядом, увеличивается потребность в «змеиной силе». Существенно проще лендкайтинг воспринимается в положении сидя. Обычно сидя в специальной трёхколесной тележке багги (kite buggy). Такая тележка устойчива, падать с неё значительно ниже, опрокидывать сложнее, а главное достоинство багги – большие колёса, создающие меньшее сопротивление движению, поэтому меньшая сила на тот же вес и ветер, меньший змей при тех же скоростях. Как следствие, этот вид отдыха можно порекомендовать даже пенсионерам. Без сомнений, приятно осознавать, что горные лыжи или сноуборд обладают одной из самых малых сил сопротивления скольжению. Плотный наст, старательно напарафиненный скользяк, немного ветра и адекватный змей подходящего размера – близкие к идеалу составляющие коктейля под названием «хочу ехать сегодня». Сноукайтиг достаточно прост и комфортен, если соблюдать правила безопасности. Правильно подобрать место, выбрать змея под ветер, понять теорию и не торопиться в достижении мега-результатов – это правила комфортного обучения пилотированию даже на жёсткой поверхности. Теперь рассмотрим кайтсёрфинг, который, по определению, должен быть комфортным. А как это может быть иначе, когда «солнце, море, пляж, девочки…». Стоп. Девочек, пожалуй, на момент обучения попросим постоять в стороне. Не секрет, что для передвижения райдера по воде на кайтборде нужно прямо со старта набрать скорость глиссирования (в отличие от виндсёрфовых досок, кайтборды не обладают плавучестью), а скорость глиссирования обуславливает потребность в достаточно внушительной кайтовой силе буксировки. И что в результате значит «ошибка на воде» при такой силе? А вот что: мир теряет целостность, делясь на две составляющие: надводную и подводную, причём ожидание перехода из одной половинки мира в другую предательски бесконечно и мучительно тревожно, вода на ощупь становится бетонной, берег (вместе с перепуганными девочками) приближается катастрофически быстро, а расчековка кайта (критический элемент системы безопасности), так легко находимая на берегу, временно исчезает без вести.
Миф 4. Начинать обучаться кайтингу обязательно нужно с воды.Попытаемся определить причину рождения этого мифа. Вероятнее всего, виной тому генератор наивной картины мира современного человека – телевизор. Безопасность того или иного вида кайтинга мы рассмотрели выше. Что касается сложностей постижения кайтовых наук, то следующая цепочка представляется наиболее целесообразной с точки зрения оптимальности учебного процесса и повторения школьного материала на практике: сначала занятия на снегу, закрепление теории практикой сноукайтового сезона, а ближе к лету – переход к водным процедурам. Именно в такой последовательности навыки управления кайтом успевают преобразоваться в рефлексы до перехода на скользкую и совершенно неустойчивую поверхность – воду. Но в принципе, начинать нужно с того, что тебе больше нравится, и что сможешь подтвердить на практике в ближайшем сезоне.
Миф 5. Сначала виндсёрфинг попробую, а уж потом, если понравится (не понравится), попробуем и кайт.Виндсёрфинг – максимум свободы, скорости, зрелищности, самосовершенствования и позитива. Так было до изобретения кайта. Сегодня виндсёрфингу приходится потесниться на пьедестале активных видов водно-ветренного экстремального спорта. Потенциал полёта змея огромен. В небе он смотрится достойно сам по себе, поражая масштабностью, будоража детские воспоминания и вдохновляя на высокие скорости и технические прыжки. Стремительность движения кайта гармонично дополняет стремительность движений райдера, открывая доселе невиданные возможности сочетания, использования и совершенствования. Получаемые в процессе ощущения невозможно передать словами – их нужно пробовать на вкус. Виндсёрфинг быстрее. Эта фраза правдива по отношению к абсолютному рекорду скорости, но имеет гораздо меньше смысла в прикладном к нашим условиям катании. При минимальных ветрах (5–7 м/с) в споре на скорость кайтер без труда обставит так и не вышедшего на глиссирование виндсёрфера. А когда виндсёрфер всё же сумеет набрать скорость, кайтер уже будет иметь возможность прыгать и исполнять другие высокотехнические элементы. Ограничения для обучения и занятия кайтингом у нас зачастую больше обусловлены местностью и акваторией, чем ветром. Ограничения передвижения, в свою очередь, более надуманы, чем реальны. Опытному спортсмену вырезаться против ветра не составит труда, хотя, казалось бы, этого нельзя добиться с помощью летающего только по ветру змея. А вот ограничения по транспортировке матчасти и сезону катания для виндсёрферов вполне реальны. Кто-то пробовал перевозить в общественном транспорте виндсёрф-оборудование (трёхметровая доска, мачта, гик, два–три паруса)? А вот линейку для кайтсёрфинга перевезти в поезде достаточно несложно, ну а зимние фойлы плюс борд – и того проще. Кстати, многих ли любителей зимнего парусного спорта ты видел вживую на наших просторах? Зато сноукайтинг прост, относительно дёшев и лёгок. Всё больше людей отдают ему предпочтение как альтернативе зимнего отдыха. С кайтом не обязательно зимовать в Египте. Стоимость комплекта виндсёрфинга зачастую отнюдь не дешевле аналогичного по функциональности и состоянию кайтового оборудования. Чаще всего, как раз наоборот. Ну и несколько слов на тему сравнения обучений. На снегу научиться проще. Но если сравнивать водное обучение кайт- и виндсёрфингу, то тут наблюдается забавная тенденция. Базовый курс (безопасность, старт-финиш, передвижение, разворот, вырезание, уход за оборудованием), как не верти, в кайтсёрфинге всё же считается сложнее, но в прогрессировании, наработке трюков и достижении спортивных результатов виндсёрфинг легко догоняет и обгоняет своего младшего собрата по временным затратам и приложенным усилиям. Не верите? Спросите у любого виндсёрф-инструктора, как долго он осваивал «водный старт», и сделайте вывод, учитывая, что в программе кайтсёрф-занятий этот элемент осваивается на 2-й или 3-й день обучения.
Миф 6. Я занимался виндсёрфингом, парапланеризмом, скейтбордингом, боксом и лёгкой атлетикой, поэтому кайтсёрфинг для меня – проще пареной репы.Давайте рассмотрим ситуацию детально: сноуборд, горные лыжи – это то, что сделает дорогу к сноукайтингу на полпути короче. Умение управлять парапланом, наверное, сократит дистанцию ещё немного. Лучшей подготовкой к приобретению навыков управления водным змеем будет вейкбординг (на доске за катером). Виндсёрфинг – это понимание теории ветрового окна, понимание курса, уверенное владение доской, которая, кстати, имеет ряд существенных отличий от кайтборда. На этом перечень общих функций, а с ними – и надежда на ускоренное обучение, заканчивается. Виндсёрфовая тяга статична, шкотовая рука – как педаль газа наоборот (на себя – больше, от себя – меньше), а кайт – живой зверь, его тяга, подобно взлётным характеристикам крыла самолёта, зависит от скорости, а моментальной системой практически полного сброса тяги обладают только современные дорогие плоскоарочные (flat/BOW/SLE) экземпляры. Навыки, приобретённые при занятиях любым из вышеперечисленных видов спорта, ни при каких условиях не заменят знание теории, правил безопасности, владение информацией об оборудовании и наличие практики пилотирования, так необходимых на начальном этапе.
Миф 7. Сначала прикупим оборудование, а там всё само станет ясно.Сегодня становится всё проще купить кайт. И хотя в магазинах спорттоваров среди металлолома фитнес-тренажёров вряд ли удастся разыскать мешок с кайтом, вездесущий интернет легко поможет опустошить кошелёк. Следуя привычной бытовой логике, ты, наверняка, купишь дорогой кусок тряпки и принесёшь его домой, невероятно счастливый от самого факта покупки. «Что плохого?», – спросит нетерпеливый читатель. Да ничего. Пока что. Разложишь змей в самой большой комнате на полу, порадуешься, а на следующий день пойдёшь запускать его на ближайший пустырь. И тут начнётся… Хорошо, если ветра не будет, хуже, если будет, ещё хуже, когда «передоз». Впрочем, что такое «передоз», ты не знал – тебе не рассказывали. Т.е. не знал до определённого момента, пока рвущийся из рук змей не протащил тебя метров десять по тому самому пустырю. После, кое-как зализав раны, ты, скорее всего, не растеряешься и пойдёшь искать знакомых, которые умеют запускать эту игрушку… Оказывается, давний товарищ всё знал и умел, но тщательно это скрывал. Тем лучше – проблема решена. Если товарищ смелый, то история повторяется и с товарищем... После долгих мытарств, «толковых» советов и интернет-самоучителей, если кайт всё ещё не попал в опалу, ты всё-таки найдёшь тех людей, который смогут тебя научить. И возможно, ещё через некоторое время, даже смиришься с тем, что за эффективное обучение стóит заплатить. Альтернативный путь развития этой же истории (модель идеального кайтера-новичка в вакууме): человек находит людей, берущихся обучать на своём оборудовании, вызывает их на откровенную беседу, в которой выясняет много разных интересных вопросов, в частности: на каком оборудовании происходит обучение и почему, какие условия и перспективы для катания в районе, где будет проводится обучение, что самое сложное в обучении, сколько обычно длится обучение и почему. В общем, много умных и не очень вопросов, на которые получено много адекватных и не очень ответов. И, наконец, насущный вопрос: какие скидки на оборудование предоставляются начинающему кайтеру. Ответ на этот вопрос у каждой школы, наверное, свой. У киевского кайт-центра, например, при первичном обучении идёт как минимум разовая скидка на оборудование (10%). Получается, что тот же широко любимый «Аерос Гиро» финансово выгоднее купить вкупе с обучением, чем в розницу на троещинском рынке (это если тебе все ещё будет хотеться его купить, ибо в процессе можно совершенно случайно узнать и о других существующих кайтах). Спортивный тяговый змей – непростая штука. Навыки извлечения тяги и управления таким змеем сложны. Безусловно, самому научиться можно (в конце концов, в любом деле всегда был первопроходец, которому приходилось делать это самостоятельно), но стоит ли это затраченного времени и риска?
Ну и напоследок, ещё один миф, который мы разрушать не намерены. Если твой спутник по жизни – безграничный простор, твой стимул – живой ветер, если свобода вызывает у тебя детский восторг, то, единожды попробовав кайтинг, ты вряд ли останешься к нему равнодушен. Даже и не рассчитывай, что сможешь запросто бросить это занятие!
Разместил: darina_dnk Просмотров: 1395
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|