– Лелу, как тебе Украина? После солнечной Бразилии, наверное, холодновато?
– Знаешь, мне совершенно неважно, в какой стране я нахожусь, холодно здесь или жарко… Если меня окружают классные люди (а здесь они мне нравятся), меня всё устраивает. Конечно, я рад, что сегодня к нам пришли поиграть ребята из других школ. Я в Украине впервые, но надеюсь приехать сюда ещё не один раз. В следующий раз будет ещё круче, потому что я уже приеду не к незнакомым людям, а к своим друзьям.
– Во сколько лет ты начал заниматься капоэйрой?
– Я родился в городе Ресифи на северо-востоке Бразилии. Начал заниматься капоэйрой с трёх лет с отцом Местре Бахау (Mestre Barrão), которого сопровождал на всех тренировках, мероприятиях капоэйристов и уличных родах. Увлечение капоэйрой привело к тому, что я сосредоточился только на её изучении и тренировках. В девять лет я переехал с родителями в Канаду, где продолжал обучаться и также начал принимать участие во многих выступлениях, школьных демонстрациях и фестивалях. На сегодняшний день я занимаюсь безостановочно капоэйрой уже 12 лет. За это время ни разу не бросал тренировки.
– Насколько твой выбор школы «Аше» в итоге стал осознан? Не хотелось уйти в другую школу, к другому Мастеру? И почему ты всё же остался в «Аше»?
– В 10 лет, когда я проявил к капоэйре большой осознанный интерес, для меня существовало только два мастера: Местре Бахау и Местре Еспиру Мирим. У меня была куча видео и дисков этих двух мастеров. Старался быть похожим по стилю на обоих. Позже, когда стал постоянно заниматься капоэйрой, понял, что стиль группы «Аше» очень техничный, отработанный, методология преподавания – на высшем уровне. Никогда не было мыслей перейти в другую школу. В «Аше» есть всё: и борьба, и музыка, и игра, и культура, и философия – всё очень высокого качества, порой группы капоэйры не имеют и половины этого... «Аше» готовит своих учеников к любым обстоятельствам, учит вести диалог, играть на уровне в любой роде, уметь выбираться из разных ситуаций как в роде, так и в жизни. Придя в группу «Аше», человек обретает вторую семью, которая всегда готова прийти на помощь, ведь в наши дни капоэйра служит целью объединения людей, радости общения и дружбы.
– Наблюдая за движениями игроков, я заметила, что в капоэйре нет ударов руками...
– Они есть, но были переняты у других боевых искусств уже в наши времена. Есть несколько версий, объясняющих, почему в «классической» капоэйре Ангола отсутствуют удары руками. Первая: некоторые африканские племена считают, что руки созданы для добрых дел, а ноги – для плохих. Другая версия говорит, что у рабов были постоянно связаны руки, и потому им не оставалось ничего другого, как научиться драться ногами.
– Ты участвовал в соревнованиях по смешанным боевым искусствам. Расскажи об этом подробнее.
– Я участвовал в ММА только два раза.Перед участием в таком мероприятии я очень много работаю: по 2 часа в тренажёрном зале, – но не на силу, а на скорость. Делаю все упражнения небольшими весами, но очень-очень быстро и с большим количеством подходов. Много бегаю, занимаюсь на кардиотренажёрах. Плюс к этому у меня в день по 6 часов тренировок с отцом. Это и бокс, и бразильское джиу-джитсу, и капоэйра – 6 часов в быстром темпе.
– Капоэйрой занимается немало девушек. Что ты можешь сказать о женщинах в капоэйре?
– В капоэйре женщины в новинку. Они только начинают свои первые шаги. На сегодняшний день уже есть женщины-инструкторы, профессоры, но их не так много. Но, думаю, что со временем их будет столько же, сколько мужчин. Мужчины не дерутся с женщинами в роде. Нормальная ситуация – это когда женщина дерётся с женщиной.
– Есть ли в капоэйре теория и тактика боя (в боксе, допустим, есть короткие, длинные серии ударов, тактика под левшу, правшу и т.д.), и какая конечная цель? Что есть конечным результатом игры с противником?
– Тут можно философствовать очень долго. Да, в капоэйре мы все играем – не дёремся. Но если в круг выходит человек, который больше похож на бойца, а не на капоэйриста, тогда цель может меняться (ведь капоэйра – это боевое искусство), и тут уже – на что напросился, то и получил. Но, в любом случае, в игре каждый пытается показать свой стиль, свою красоту игры, свою неповторимость.Если бы капоэйра была как карате или бокс – она бы не была такой популярной.
– Значит, это ещё одно проявление самобытности бразильской культуры, которое скоро охватит весь мир? Как футбол и самба…
– Да, Бразилия, в первую очередь, ассоциируется с футболом и самбой. Наша музыка сформировалась как бесконечное смешение стилей, ритмов, звуков. Существует музыка региональная, характерная для каждого штата, а также есть жанры более масштабные, объединяющие страну. Самба, босса-нова, форро, сертанежа – одновременно и музыкальные стили, и танцы. Тексты самбы – это отражение жизни в самых разнообразных её проявлениях, желаниях, чувствах, воспоминаниях.
А в футбол у нас играют все. Если бразилец не спорит о футболе, то это значит, что у него что-то не в порядке с головой или с ногами. В конце концов, Бразилия – это футбольная страна, где в каждую минуту рождается игрок, тренер или судья. И так будет продолжаться вечно.
– Давай вернёмся к капоэйре. Как ты можешь оценить уровень развития капоэйры в других странах, в частности в Украине? Насколько удаётся перенять, понять и воплотить в жизнь основные принципы и традиции?
– Сегодня капоэйра есть более чем в 150 странах. В некоторых из них она существует уже более 30 лет. Мне нравится, что в Украине не адаптируют капоэйру, а практикуют её такой, какой она должна быть. Это во многом зависит от группы и лидера. Капоэйра принимается в других странах медленно, потому что сначала надо понять традицию и философию этой культуры. Физическая составляющая не сильно отличается от той, что в Бразилии, есть небольшая разница в традициях, но она постепенно уменьшается, потому что ученики проявляют интерес к культуре Бразилии. Специально для инструкторов школ очень важно контактировать с Мастером, потому что в капоэйре постоянно происходят новые события, с которыми они должны быть ознакомлены, и участвовать в событиях, которые происходят в Бразилии.
– Действительно ли капоэйра несёт в себе элементы религии кандомбле?
– Кандомбле – это традиция, которая находится ближе всего к сантерии. Она основана на религии йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств. В различных частях Бразилии африканские традиции имеют значительные отличия друг от друга (как в теории, так и на практике). Есть много мнений насчёт кандомбле и капоэйры. Для меня капоэйра – это, прежде всего, боевое искусство, но не верование.
– Тогда во что ты веришь?
– Тяжело сказать однозначно. Конечно, есть вера в высшие силы, но, в первую очередь, верю в себя. В то, что можно добиться практически всего, если приложить максимальные усилия.
Инструктор Баррозиньо (Instruсtor Barraozinho)
Возраст: 21 год
Общий стаж занятий капоэйрой: около 12 лет
Победитель международных Соревнований Аше Капоэйра в 2005 году
Двукратный победитель ММА (Mixed Martial Arts–смешанные боевые искусства)
Преподаватель одной из Академий Аше Капоэйра в Ванкувере, Канада
Его отец: Местре Бахау – основатель школы «Аше капоэйра»
Капоэйра – бразильское национальное боевое искусство, сочетающее элементы акробатики и игры, сопровождающиеся национальной бразильской музыкой. Зародилась капоэйра как борьба, скрытая рабами под танец, и отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика – это бесконтактный бой, хотя проводятся и чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре.
Школа «Аше капоэйра» распространена по всему миру, более 40 крупных международных филиалов, в которых занимаются более 300 тысяч человек: Канада, Бразилия, Россия, Польша, Перу, США, Франция и многие другие. В Украине существует уже 4 филиала: в Киеве, Харькове, Хмельницком, Кривом роге, в которых занимаются более 300 человек.
Основной филиал группы «Аше капоэйра» Украина под руководством Ирины Бойко существует в Киеве с 21 октября 2002 года.
|