 |
Соревнования Nissan Outdoor Games проходят во французской долине Шамони уже второй год подряд. Организатор игр Дэвид Карлье мало того, что ухитрился собрать бейсеров, парапланеристов, альпинистов, сноубордистов и лыжников в одно время в одном месте, — он еще объединил экстремальное шоу с фестивалем фотоискусства и кино.
|
У каждой из пяти команд было два автомобиля, прогноз погоды и неделя времени, чтобы создать свою видеоверсию происходящего и аргументировать ее двадцатью лучшими фото.
Фотообъективный взгляд: Крис Сйостром
На «Шамонийских играх» соучастия гораздо больше, чем борьбы: спортсмены, вытворяя с обманчивой легкостью экстремальные чудеса, помнят о фокусе, ракурсе и экспозиции, а фотографы и операторы, балансируя на высоте в 4000 метров, делают всё возможное, чтобы отснятый трюк стал самым зрелищным и техничным. За семь дней каждый фотограф сделал около 2000 снимков, сотая их часть была представлена на суд жюри. И оба приза достались шведу Кристоферу Сйострому из команды Ride the Planets. Первая работа, на которой изображена знаменитая Джеральдин Фас
нахт в снежном вихре, поражает почти физическим ощущением скорости, энергии и драйва. Вторая фотография получила специальный приз от компании Julbo благодаря застигнутой игре света и тени, производящей мистическое впечатление иномирия. Победитель был застигнут нами при попытках что-то сделать со своим мобильным телефоном:
— Крис! Ты только что получил два первых приза!
— Да-да, вот только моя жена еще об этом не знает. Надо скорее ей позвонить!
— Набирай номер, а мы пока устроим тебе блиц. Признайся, ты впервые принимаешь участие в Nissan Outdor Games?
— Это первый раз, и я горжусь тем, что прошел все отборочные этапы. В команду старались взять лучших и, само собой, мне приятно, что я оказался среди них!
— Твоя команда была интернациональной?
— Можно и так сказать, но большинство всё же составляли французы. Я и сам долго живу во Франции и …
— … уже начал считать себя французом?
— Нет, что ты! Даже моей жене-француженке не удалось поменять моё национальное самосознание.
— Ты давно занимаешься фотографией?
— Уже лет семь. Хорошо помню, что первую работу — фото сноубордиста — я продал в 1997 году одному британскому журналу. Наверное, с тех пор я и стал считать себя профессиональным фотографом. А экстремальный спорт стал моей любимой тематикой.
— Наблюдая экстрим со стороны больше десяти лет, ты ни разу не хотел опробовать парашют или борд?
— Эх, круто было бы стать бейсером… Хотя экстремалы — это же просто сумасшедшие ребята! Я другой. Знаешь, мне приходилось видеть несчастные случаи, боль и беды. И их причиной зачастую бывает неспособность или нежелание удержать себя на грани, за которой эмоции берут верх, а осторожности уже не слышно. Ребята как в горячке пытаются сделать лучше, потом еще лучше, а потом побить собственный рекорд, хотя лучше бы они остановились.
Чистота искусства и совести: Глен Плейк
Между прочим, для того, чтобы решить, что Крис — лучший, жюри потребовался всего час. Надо полагать потому, что выбор был очевиден. И это притом, что солидный судейский состав мог похвастаться искушенностью и профессионализмом. Председателем жюри стал Тристан Карне, по сценарию которого были сняты небезызвестные киноленты «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008) и «Париж, я люблю тебя» (2006). Его коллегами стали Карин Раби, Жиль Шаппаз, Дино Раффолт, Омер Мей Дан и легендарный Глен Плейк, которого мы и решили расспросить о тонкостях судейства, как только его фиолетовый ирокез, мелькавший то тут, то там по склонам, оказался от нас в непосредственной близости:
— Глен, у судей есть правила, по которым фотографии считаются хорошими или плохими?
— Главным критерием было наше собственное впечатление. И обнаружив откровенный фотошоп на одной из фотографий, мы не стали рассуждать, законно это или нет. Нам просто не понравилось, что кто-то, снимая луч-
ших в мире спортсменов, не справился своими силами и понадеялся на комп.
— Как ты думаешь, что было самым сложным для команд?
— Погода была офигенная, снег — еще лучше. И несмотря на это сложностей было предостаточно! Я наблюдал за командой, которая три часа готовилась снять прыжок двух бейсеров — расставляла камеры, примеривалась. А в решающий момент появилось облако. Я крикнул: «Чуваки, что делать будем?». Всё, что оставалось ребятам — громко засмеяться в ответ. Важнее всего командам было работать в связке. Мне приходилось видеть, как спортсмены делали что-то невероятное, а фотограф или оператор этот момент упускали и со своей задачей не справлялись.
— Когда смотришь фильмы или фотографии, их съёмка кажется сплошным удовольствием, правда?
— Да, мне знакомо это обманчивое впечатление — я ведь много таких лент пересмотрел. И знаешь, я искренне счастлив, что этот опыт позволил мне участвовать в Nissan Outdoor Games. Тут так клёво: идеально выбранное место, пять команд и пять разных видов спорта.
Наперегонки с дьяволом: неинертный Argon
Немало фильмов — экстремальных и не очень, короткометражных и побольше — видели на своём веку Глен и его коллеги в составе жюри. Им было с чем сравнивать, и можно не сомневаться, что австрийская команда Argon получила «Золотой пик» по заслугам. Неожиданно глубокомысленный сценарий их коротенькой ленты «The Devil`s Ride» заставил задуматься о цене успеха и напомнил каждому о его «темной стороне». А великолепные съемки трюков и отличный саундрек не дали усомниться в профессионализме. Протиснуться к победителям было трудно, но нам это всё-таки удалось.
— Ребята, расскажите как это было?
— Хорошо!
— Да ладно, не скромничайте! Приз уже у вас, так что теперь с чистой совестью можете рассказать обо всех трудностях победного пути.
— Сложнее всего оказалось организовать и распланировать рабочий процесс. У нас было так мало времени и столько отвлекающих обстоятельств! Выбираясь на съемки, мы тащили с собой кучу разного оборудования, при этом кто-то постоянно забывал какую-нибудь очень важную штуку, и пока мы все вместе за ней возвращались, непременно пропадали ключи от машины, а за время их поисков обязательно набегали облака или снег подтаивал.
— Вы все занимаетесь разными видами спорта — насколько сложно при этом вам быть единой командой?
— Не забывай, что мы все спортсмены, более того — мы экстремалы. А это значит, что мы одинаково думаем и выражаем свои мысли на одном языке. Ты не представляешь, сколько мы работали всю эту неделю, стараясь использовать каждую минуту с пользой — но это стоило того, чтобы увидеть результат наших усилий на огромном экране в центре Шамони и услышать аплодисменты зрителей. Каждый из нас гордится своей командой.
Намерения широкого формата: Дэвид Карлье
Если ребятам из команды Argon удалось стать первыми, даже испытывая трудности с самоорганизацией, то можно только предположить, каких успехов достигнет в будущем основатель «Шамонийских игр» Дэвид Карлье — уж организовывать-то он умеет! Мсье Дэвид не делает секрета из своей профессии и охотно делится воспоминаниями, планами и надеждами:
— Дэвид, как появилась идея Nissan Outdoor Games?
— Всё началось лет пять назад. Мы с Николасом Хейл Вудсом увлекались экстремальными видами спорта и помимо практики смотрели разные ТВ-программы об экстриме. Понаблюдав за ситуацией, сравнив чужие проекты и сделав выводы, мы начали работать над собственным концептом. Нам хотелось получить действительно хороший продукт с фото — и видеоконтентом, чтобы таким образом попасть в прессу, на ТВ, в онлайн-медиа.
— Насколько нынешние соревнования приблизили тебя к этой цели?
— Уже второй раз мы проводим зимние игры в Шамони и если сопоставить нынешний год с прошлым, то прогресс становится очевиден. Во-первых, спортсмены, особенно те, кто участвовал в предыдущих играх, приехали с уже подготовленным снаряжением, чтобы начать съемку в первый же день. Во-вторых, участники отнеслись к происходящему гораздо серьезнее — так, как и требуют одни из лучших мировых соревнований.
— У игр Nissan Outdoor существует жёсткая внутренняя политика?
— Мы очень тщательно отбираем участников, внимательно изучаем биографию каждого, анализируем его достижения. Желающих очень много, и, к сожалению, большую часть заявок мы отклоняем из-за невысокого уровня спортсменов. Кроме того, нужно не только отлично кататься, но и умело снимать. И не только умело снимать, но и превосходно монтировать. Правда ведь, обидно будет снять серию потрясающих трюков, не продумав при этом сюжет, или смонтировать отличные кадры и сопроводить их никудышным саундтреком? Меня радует, то игры становятся все более популярными. Мы уже получаем заявки из России, США и других стран. Мы выходим за пределы Центральной Европы, и это круто!
Текст: Лариса Парламар