
|
Когда я услышала в трубке вопрос: «Мне за тобой приехать на машине или испугать и забрать на мотоцикле?», – сразу согласилась на второе. Ведь намного проще общаться с человеком, когда хотя бы пару мгновений прочувствуешь на себе то, чем он живёт каждый день.
|
Первый вопрос был задан мне:
– Сколько минут в диктофоне?
– 28 часов. Хватит?
– Прикольно! Думаю, да! – Ну, тогда поехали!
– Поехали!
– Для начала, наверное, один из самых задаваемых тебе вопросов – как и когда ты присел на «железного коня» впервые?
– Мотоциклы – моя страсть с 1992 года. А первый раз меня на мотоцикл посадили в 12 лет, вот как присел – больше остановиться не могу, до сих пор.
– И кто же тебя тогда посадил?
– Мой друг, ему было, по-моему, лет 14, это был трёхпередачный польский лёгкий мотоцикл неизвестного производства. Я просто сел и поехал, так и закрутилось. После этого я пошёл работать на стройку, заработал денег и купил себе первый мотоцикл – «Яву Пенал». Классная «Ява» была, чёрная, трубы в небо, и девчонкам очень нравилась!
– А что дальше было?
– Дальше было очень много техники, порядка 50–60-ти мотоциклов. Ты даже себе не представляешь… Я даже себе не представляю, сколько их было!!! Перечислять марки даже не стоит.
– Ну, назови самый «простой» и самый «сложный» байк.
– Самый простой это был «Минск», кроссовый. Остальные – посильнее и посложнее. Ремонтировалось всё своими руками, деньги откладывались со стипендии только на мотоциклы – это была главная статья расходов, потому что денег надо было много.
– Дефицит был?
– Дефицит был страшный, поршней в магазинах не было, колец не было. Доставали самыми разными способами, в основном, у дедушек и бабушек по гаражам и курятникам.
– Говорят у дедушек в гаражах и «Цундапы» находят?
– Находят. Но это не было тогда целью. Главное, чтобы мотоцикл был страстный, быстрый и мощный, и чем мощнее – тем лучше! Но это поначалу. А потом стал уделять время технике пилотажа, просто так ездить уже наскучило. Начал заниматься стантрайдингом.
– Что движет людьми, которые приходят к этому спорту?
– Стантрайдингом занимаются люди, которые являются фанатами мотоцикла в целом, и всего, что он им даёт, а именно – листья под колёсами, ветер, авантюризм и внутреннюю свободу!
– Как ты научился делать трюки?
– Это зависит всего лишь от желания. А внутри должны быть пламя и страсть, это держит нас и руководит нами в этом мире. То, что я показываю, – это продолжение моих эмоций, моего восхищения миром – классный асфальт, солнце, небо.
– А аварии бывали?
– Были аварии, сбивали машины… Почему-то… Моей вины не было ни в одной: если правила нарушаю, стараюсь никому не мешать, максимум – человек может испугаться. Но я близко никого не подпускаю, пусть пугаются на расстоянии, если слишком близко – то просто можно погибнуть. Вообще, страх – неотъемлемая часть мотоциклизма, стантрайдинга. Человек, который не имеет страха, просто погибает, посему надо бояться, но в то же время нужно научиться себя контролировать.
– А чего ты больше всего боишься?
– Забвения. Это когда жизнь превращается в клетку, когда не ты руководишь обстоятельствами, а они – тобой, вот это самое страшное. А ещё все боятся смерти, и я боюсь. Всё-таки нужно всегда иметь голову на плечах и желательно в шлеме!
– Была ситуация, когда хотелось бросить езду на мотоцикле?
– Была. Но когда возвращалась способность двигаться – я снова садился за руль. Я без этого жить не могу, дорога – это мой воздух.
– Ты веришь в Бога?
– Да, но я не суеверный! Когда чёрная кошка дорогу перебегает – по тормозам не давлю, возвращаясь домой, не смотрю в зеркало. В приметы не верю: дождь идёт – еду по одному, лёд – по другому, грустно – не смеюсь, весело – улыбаюсь… – И всё же есть какой-то обряд перед выездом или перед соревнованиями? – Прошу бабушку, чтобы перекрестила. Так положено у православных – перед выездом дорогу и себя крестить.
– Расскажи, какое самое дальнее расстояние ты преодолевал на мотоцикле?
– 2 000 км за полтора дня, в Германию ездил, до Мюнхена немножко не доехал. Но хотя дальние расстояния это, конечно, круто, всё же не люблю подобные перегоны: это утомляет и для меня это немного скучно.
– На чём сие путешествие совершил?
– Это был уже супербайк, Honda VFR 400 RR. Но для дальних поездок существуют мотоциклы класса спорт-турист, где удобно слушать музыку, комфортно сидеть и смотреть на красивых девушек. А на «супере» ничего не видно. Спрашиваю как-то своего друга Славу Джиксера, он как раз в Крым поехал, а у нас ещё холод был: «Слушай, – говорю, – чувак, как там? Прикольная погодка, наверное, природа?». А он мне отвечает: «Свят, да чёрт его знает, асфальт и всё!».
– А как ты к чопперам относишься?
– К чопперам? Просто отлично! Я сам иногда катаюсь на чоппере. Это, во-первых, красиво, а во-вторых, образ мышления другой, небыстрая езда, наслаждение всем окружающим, травой, закатом… Спокойно так и уверенно. – Принято считать, что человек за рулём чоппера должен быть дядькой с бородой и пивным пузом... – Ненавижу стереотипы, это всё просто американская калька. Мы – славяне, у нас своё прошлое и свой менталитет. Когда приходит чужое и начинает извращаться на славянский лад – это очень плохо.
– Это как Санта Клаус, а не Дед Мороз?
– Да, это точно. А ведь у нашего мордашка даже симпатичнее!
– Чем в повседневной жизни занимается человек, который так независим, как ты, ведь мотоциклы всегда требуют капиталовложений? Где работаешь?
– Моя работа напрямую зависит от моего любимого занятия: я продаю мотоциклы марки BMW в Украине, менеджер по продажам. Плюс ко всему у меня есть такое хобби-работа – обучение экстремальной езде на мотоцикле, от нулевого уровня до высшего пилотажа.
– У тебя своя школа?
– Можно сказать и так.
– Вот приходит к тебе человек, просто с нуля, ты ощущаешь ответственность за его жизнь?
– Нет, я ощущаю его страх и не переживаю за его жизнь, я всё делаю для того, чтобы на дороге его жизни ничего не угрожало.
– С какого объёма двигателя новичкам стоит начинать, наверное, не с литра?
– Конечно, с литра!!! Когда говорят новичкам: «Придурок, начни с 125-ки!», – я не согласен. У меня масса знакомых начинали с литра, и всё отлично! Только если ты человек эмоциональный, агрессивно ездишь на машине, склонен к состоянию «безбашенности» на дороге, тогда, конечно, лучше выбрать что-то проще. А если есть над собой контроль – бери литр, мы тебя научим! – Из торговых марок что-то посоветуешь? Ведь на украинский рынок вышло много производителей, можно просто за пару тысяч долларов купить себе, например, китайца какого-то, и будет красиво… – Я советую купить то, что люди смогут себе позволить, ибо мотоцикл не должен напрягать финансово. Если не дорос до уровня супербайка – купи себе то, что сможешь позволить и качественно обслужить. Неважно, какой это будет байк, душа у него одна… Начни с Honda Giro, со скутера, классная вещь: бензина ест мало, маленький мотоциклик, у которого просто забрали пару узлов. Когда он вырастет, он тоже будет большим и мощным. На скутере тоже можно замечательно ездить на заднем колесе. Не буду рекламировать ту или иную марку, я фанат самого мотоцикла, а пилотировать можно и на 30-кубовом мопедике!
– А по экипировке что скажешь?
– На мотоцикле сэкономить можно, вот на экипировке – нельзя. Проблема недостаточной защищённости – это не только твоя проблема, но и проблема твоих родных и близких. Не так страшно умереть, страшнее остаться овощем, за которым будут ухаживать и который, как это не печально звучит, будет приносить боль окружающим. Поэтому на своей защите экономить нельзя, покупайте самое лучшее, самое дорогое. Это то, что спасает. Доверяйте профессионалам, мировым лидерам, брэндам, которые на этом собаку съели!
– Расскажи о своей команде «Stunfighters Kiev».
– Моя команда – это сообщество троих (пока) райдеров. Не думаю, что в ближайшее время эта цифра возрастёт. Это три человека, которые, несмотря на дождь, гололёд, снегопад, тренируются практически каждый день и получают от этого удовольствие. Это такие же фанаты, как и я, которые не представляют жизнь без ветра, скорости и экстрима.
– Кто входит в эту троицу помимо тебя?
– Константин Костюк и Мишаня. Существуем мы официально полгода, знакомы почти год. Вместе участвуем в слётах, устраиваем шоу, зажигаем в глазах людей искру! Собрать команду единомышленников было непросто: мотоциклистов много, а вот в гололёд редко кто выедет.
– Как люди зимой реагируют на вас? Когда по гололёду и идёшь-то очень аккуратно, а тут вылетаешь ты на мотоцикле…
– На заднем колесе! Как правило, крутят пальцем у виска. Им просто не понять. Ведь невозможно, например, объяснить человеку, какой на вкус апельсин, если он его не пробовал. Оранжевый и кисло-сладкий? Нет, пока не попробует – не поймёт. Люди зачастую отторгают то, чего они не понимают… Это по неведению, мы их прощаем.
– Ведь ещё есть такое чувство, как зависть?
– Да, завидуют, конечно! Когда девушка на остановке бросает руку своего парня, увидев мотоцикл, начинает прыгать и кричать что-то типа: «Ой, класс, хочу!», – это вызывает зависть. Не исключено, что это становится стимулом для покупки мотоцикла – пожалуйста! Мотивации для такой покупки самые разные – некоторые покупают его просто ради статуса, а кто-то всю жизнь мечтал о байке, да не было возможности, а в 40 лет появилась, и вот, вспоминаешь молодость. Всё равно – это свобода! «Милый, чего трубку не брал?» – «Дорогая, я на мотике был, не слышал!». – У тебя учитель был? – Да, был. Я спрашивал совета, он мне не отвечал – приходилось учиться самому. Это опять же, как с тем апельсином: ты спрашиваешь о том, чего не знаешь, поэтому нужно всё пробовать самому.
– А есть люди в Украине, которых ты бы отметил как толковых тренеров?
– Есть, конечно! Например, Юра Михальчик (Американец), отличный гонщик – гонит не по-детски! Просто со временем приходишь к тому, что становишься сам себе учителем. А вообще лучшие учителя – это травмы, ДТП, милиция…
– Есть у тебя свои личные правила передвижения на дороге?
– В нашей стране ПДД нарушают все, на дорогах творится полный хаос, я не могу знать, какой из водителей сдавал на права, а кто их просто купил – я могу только наблюдать. Выезжаю каждый раз, как последний раз в жизни, ситуация вынуждает, но только с тем условием, чтобы никого не подставить и выжить.
– Сотрудники ГАИ вашего брата, по-моему, не очень-то жалуют?
– Это их проблемы!
– Может быть, и они завидуют?
– Возможно, и зависть, внутренняя неудовлетворённость какая-то.
– А самый курьёзный случай с ГАИ?
– На Хрещатике, на светофоре, один гаишник каждое утро видел, как я на заднем колесе еду на работу. Тем самым я как бы прикормил его к этому утреннему шоу. И вот однажды он выбежал на середину дороги, начал жестикулировать с криками: «Ну, давай, пацан, покажи класс!», – это вызвало улыбку автолюбителей, а я, как обычно, уехал на заднем колесе. Думаю, он остался доволен.
– Автомобилисты дорогу уступают во время трюков?
– Иногда нет, поэтому я интуитивно стараюсь проследить поведение водителя и не вызывать агрессию, если не уступают – объезжаю.
– Тебя часто фотографируют?
– В последние года два все детки в районе, заслышав звук моего мотора, достают мобильные и снимают, люди, которые едут по трассе, тоже.
– Популярным быть нравится?
– Наверное, да. Но нужно популяризовать сам спорт, сантрайдинг. Таких райдеров, как я, много, стоит акцентировать внимание на том, что движет нами, что даёт сам мотоцикл, чего не хватает нам в обычной жизни.
– На каком уровне сантрайдинг в Украине?
– На стадии интенсивного развития, если судить по людям, которые этим занимаются, а вот в плане развития общего – очень слабо. Плохое покрытие дорог, финансовый аспект тоже накладывает свой отпечаток: люди, которые хотели бы заниматься мотоспортом, хотят этого, возможно, слабо. Хотят посредственно. А ведь путник, идущий по дороге с названием «когда-нибудь», придёт к дому с названием «никогда»…
– Часто просят прокатить?
– Я не катаю! Только тех людей, с которыми делаю шоу.
– Даже если это будет сногсшибательная блондинка?
– Сногсшибательная брюнетка! Могу, только если есть второй шлем, если нет – отдам свой. Пускай человек почувствует то, что чувствую я.
– Значит, исключения ты делаешь?
– Почему бы и нет, жизнь полна исключений.
– Что касается соревнований, расскажи о своём чемпионстве.
– В 2006 году не принял участие, потому что у меня не было мотоцикла, который попадал бы в класс соревнований, а в прошлом году занял первое место на Чемпионате Украины по стантрайдингу.
– Какие упражнения были?
– Первое упражнение – медленная езда на заднем колесе, второе – самые длинные стопи – езда на переднем колесе и самая главная часть – freestyle. Часть творческая, где ты показываешь всё, что умеешь. Судьи считают количество трюков, чистоту исполнения и, конечно же, плюсуют реакцию публики.
– Сколько у тебя сейчас мотоциклов?
– Пять: Honda CBR 929, КТМ 660 SMC, маленький кроссовый мотоцикл (pit bike) для трюков, Husqvarna SM125S и скутер.
– Можешь рассказать о pit bike поподробнее?
– Сейчас это очень популярно во всём мире. Родина pit bikes – США. В стантрайдинге это самый быстрый и самый лёгкий способ научиться безболезненно для человека и мотоцикла делать трюки, так как вес техники не превышает 50–70 кг. Pit bike – это 4-тактный клапанный двигатель, который даёт возможность получить достаточно весомый крутящий момент на низких оборотах. Мотоцикл внешне похож на эндуро или маленький супер-мотард с высоким широким кроссовым рулём, чтобы было удобно ездить взрослому человеку, имеет от 2 до 15 лошадиных сил, у них, как правило, 4–5-ступенчатая коробка передач, колёса не больше 14-ти дюймов. Что касается комплектаций – есть комплектация супермото, она отличается просто более дорожным протектором шин – это позволяет уверенно трюкачить на асфальте, также комплектация эндуро или кросс – здесь уверенно можно делать то же самое, но ещё в грязи или в болоте на кроссовой трассе.
– Твоё отношение к этим «малышам»?
– Очень потешная штука, тот же мотоцикл, просто меньше скорости, меньше мощности – безопасность в плюсе! Я pit bike использую для выступлений и тренировок. Советую купить такую технику для своих детей, для себя. С ним можно выехать на природу – он отлично помещается в багажник автомобиля и не приносит лишних хлопот ни детям, ни родителям, просто супер-вещь!
– На «Moto FREESTYLE» был?
– Я в восторге от этого мероприятия!!! Спасибо «Red Bull», молодцы ребята, грандиозное шоу организовали, Киев ещё такого не видел. Думаю, что пора переходить на другой уровень и начинать заниматься украинскими спортсменами. Приглашать зарубежных, чтобы они показывали класс и то, к чему нам стоит стремиться, может, и мы их чему-нибудь научим!
– А общаешься с кем-нибудь из иностранных гонщиков?
– Да, это люди, которые занимаются тем же, чем и я. Но у них совсем другой менталитет, иногда такие занудные вещи говорят, например: «Я так далеко не поеду кататься, у меня сотрётся резина». Нам, славянам, этого не понять, здесь «прагматизм» и «мотоциклизм» – это антонимы.
– Я так понимаю, сезон для тебя не заканчивается?
– Думаю, что люди, которые закрывают сезон, закрывают его в первую очередь у себя в голове. Ведь если ты что-то любишь – почему ты должен от этого отказываться? А если отказываются – значит, недостаточно любят. Если кому-то холодно зимой на байке – купите тёплую экипировку.
– Планы на дальнейшее будущее, ты ведь не суеверный, можешь рассказать?
– Ничего конкретного не расскажу – это сугубо личное и связано с моей командой. Но самый большой план – продолжать заниматься любимым делом, потому что это может в любой момент оборваться. Дай Бог, чтобы мы этим занимались и нам это разрешали делать.
– Как закончим интервью?
– Целоваться будем, по-байкерски…